Применение чат-ботов с ИИ при решении задач UX-исследователя

Всем привет! Меня зовут Иван, я руковожу UX-исследованиями в VK Play. Более полугода назад я начал активно интегрировать инструменты искусственного интеллекта в свои рабочие процессы.

В этой статье я расскажу о перспективах использования чат-ботов на основе искусственного интеллекта в сфере UX-исследований.

Мы разберем следующие темы:

  • действительно ли ИИ сейчас актуален для UX, или это просто модный тренд;

  • конкретный кейс анализа интервью при помощи чат-бота Claude;

  • для каких задач исследователя подходят чат-боты, а где они пока бессильны.

В общем, это будет максимум полезной практической информации и минимум воды.

Поехали разбираться.

Важны ли чат-боты с ИИ в сфере UX-исследований

Недавно мне попалось исследование от Nielsen Norman Group. Они опросили более 800 UX-специалистов на тему использования инструментов искусственного интеллекта.

Как оказалось, 92% респондентов уже применяют ИИ в работе. Однако следует учитывать, что выборка могла быть предвзятой, так как в опросе участвовали специалисты, уже заинтересованные в ИИ, что способно исказить общую картину.

Чаще всего упоминались чат-боты для генерации текстов и изображений вроде ChatGPT или Midjourney.

При этом 63% опрошенных используют такие инструменты минимум несколько раз в неделю. То есть ИИ активно внедряется в повседневную практику.

Эксперты Nielsen Norman Group также оценили важные эффекты от внедрения ИИ в сфере UX:

  • рост производительности в UX на 33%;

  • повышение качества документов на 10%;

  • выравнивание уровня в команде за счет помощи менее опытным товарищам.

Таким образом, чат-боты с ИИ в нашей сфере — это не просто дань моде, а объективная необходимость для развития. Дальше мы подробнее разберем конкретные кейсы и задачи.

Разберем реальный кейс анализа интервью при помощи ИИ

Предлагаю на конкретном примере посмотреть, как чат-боты справляются с анализом текстовых данных.

Для этой статьи я попросил ChatGPT выступить в роли респондента и дать интервью о проблемах вымышленного сервиса «Турнир.ру» для киберспортсменов.

Полученную расшифровку я загрузил в Claude, указав следующие задачи:

  • выявить ключевые проблемы сервиса;

  • понять причины оттока пользователей;

  • определить барьеры для участия в турнирах.

Для анализа интервью был составлен следующий подробный запрос:

«Привет! Представь, что ты состоишь из команды опытного UX-исследователя и профессионального аналитика текстовой информации. Перед тобой стоит задача:  

проанализировать и систематизировать информацию из предоставленной расшифровки интервью. Цель — подготовить исчерпывающий отчет об опыте пользователя на платформе «Турнир.ру».

Проанализируй расшифровку и организуй данные в соответствии со следующей структурой:

  1. Общий профиль пользователя

  2. Описание решаемых задач

  3. Драйверы участия

  4. Барьеры участия

  5. Причины оттока

  6. Проблемы пользователя

В качестве интервьюера выступает участник, помеченный как «Вы». Респондент — «ChatGPT». Помни, что важно опираться исключительно на информацию из интервью, не добавляя ничего от себя».

В результате Claude проанализировал текст, выделил основные темы и сформировал отчет по заданной структуре.

58fe75d1953ef677efd3b0f13dbbb0a2.png41c61c5d711d3873f6a19c986ff525ef.png

И дополнительно подробный перечень конкретных проблем сервиса.

3dcd74b3f659a6c41fe94ef0686e8d1c.png9f8f882df612a4f6bc0865c023a3ed6a.png

Как видите, чат-бот с ИИ хорошо структурировал данные интервью в отчет, выделив ключевые темы.

Это лишь малая часть из широчайших возможностей Claude и других ИИ в сфере обработки текстов.

Для каких типов задач в UX-исследованиях можно использовать чат-боты с генеративным искусственным интеллектом

Далее мы разберем конкретные задачи UX-исследователя в контексте их решения с помощью чат-ботов с ИИ. С чем искусственный интеллект справляется лучше других инструментов или UX-исследователей, где может только помочь, а где пока слабее обычных инструментов.

Опираясь на личный опыт применения разнообразных ИИ-инструментов, я предлагаю оценку возможностей ИИ для решения задач UX-исследователя:

  • идеально подходит (да) — ИИ берет на себя решение задачи, требуя только небольших доработок;

  • подходит частично (частично) — ИИ может взять на себя только часть задачи;

  • пока не подходит — ИИ пока не способен полноценно решать этот тип задач.

Теперь мы рассмотрим конкретные задачи исследователей на разных этапах работы и узнаем, как чат-боты с ИИ могут помочь в их решении.

1. Планирование исследования 

Планирование UX исследования –один из наиболее творческих и ответственных этапов, определяющий вектор всей дальнейшей работы. Рассмотрим, как ИИ способен помочь исследователю на этом этапе.

Задача

Применимость ИИ

Возможности ИИ

Инструмент

Анализ и дополнение брифа от заказчика

Частично

Способен генерировать дополнительные идеи, помогает в унификации формулировок и создании структуры документа

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Выбор наиболее подходящего метода исследования

Частично

Анализирует и сравнивает различные методологии, предлагая оптимальные решения, требует подтверждения исследователем

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Заполнение дизайна исследования

Частично

Создает дизайн исследования по заданной структуре, но требует корректировок

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Ревью дизайна исследования

Частично

Производит первичный анализ качества документов, выявляя очевидные недостатки и предлагая улучшения

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Чат-боты с ИИ полезны для генерации идей и шаблонов. Но ключевые решения и финализация документации по-прежнему за человеком.

2. Подготовка к исследованию

На этапе подготовки к исследованию (разработка сценария, опросника) искусственный интеллект поможет существенно ускорить работу с документацией за счет генерации черновиков, шаблонов, первичного анализа подготовленных материалов. 

Задача

Применимость ИИ

Возможности ИИ

Инструмент

Разработка сценария интервью

Частично

Генерирует базовые вопросы для интервью, требующие последующей детализации исследователем

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Разработка сценария UX-теста

Нет

Не умеет профессионально работать с макетами и прототипами. Максимум может считать текст с картинки

-

Создание опросников с закрытыми и открытыми вопросами

Частично

Формирует первоначальные версии опросников, которые нуждаются в дальнейшей корректировке

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Ревью сценария

Частично

Может предложить ценные рекомендации по улучшению сценария, основываясь на заданных критериях качества

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Рекрутинг респондентов

Частично

Создает тексты постов, скрининг-опросников, хотя и требует дополнительной проверки

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Использование ИИ больше подходит для генерации контента и предварительного анализа. Финальная доработка и утверждение документов остаются за исследователем. Но даже такая помощь чат-ботов с ИИ экономит время и снижает рутинную нагрузку при разработке материалов.

3. Сбор данных

На этапе сбора данных основная работа с респондентами по-прежнему целиком ложится на плечи исследователя. ИИ пока не готов полноценно заменить живое общение.

Однако в перспективе чат-боты смогут хотя бы частично нам помочь. Например, отвечая на простые организационные вопросы участников или собирая дополнительные данные по заранее заданным шаблонам.

Проведение же основных сессий сбора данных — интервью, фокус-групп, юзабилити-тестирований — останется за исследователем как минимум ближайшие несколько лет.

4. Анализ результатов

На этапе анализа собранных в исследовании данных возможности ИИ раскрываются по-настоящему, особенно это касается обработки транскриптов интервью. Чат-боты с ИИ отлично справляются с выявлением ключевых тем, группировкой мнений, формированием логичных выводов. В то же время анализ видео или аудио по-прежнему остаются за человеком.

Задача

Применимость ИИ

Возможности ИИ

Инструмент

Транскрибация интервью

Да

Качественно преобразовывает аудио и видео в текст

Riverside

Обработка и анализ текстовых ответов в опросах

Да

Формирует сводки и проводит анализ качественных данных даже из больших текстовых файлов

Claude 2.1

Статистический анализ количественных данных

Частично

Может работать со статистическими данными на простом уровне; при сложном анализе, как правило, выдает ошибки

GPT 4

Свод результатов юзабилити-тестирований

Нет

Не может эффективно работать с результатами юзабилити-тестирования из-за ограничений в работе с видео

-

Анализ расшифровок глубинных интервью

Да

Отлично работает с большими объемами текстовой информации, выдавая качественный результат

Claude 2.1 (отлично) GPT 4, Bard (нормально)

Таким образом, при анализе собранных данных в UX-исследованиях чат-боты с ИИ демонстрируют отличные результаты в работе с текстом. Это позволяет очень сильно экономить время исследователя.

5. Подготовка отчетности

На финальных этапах подготовки отчетов и презентаций чат-боты с ИИ также могут оказать существенную помощь исследователю за счет возможностей анализа информации, генерации рекомендаций и написания черновиков документов.

Задача

Применимость ИИ

Возможности ИИ

Инструмент

Написание итоговых отчетов в тексте

Да

Отлично создает текстовые отчеты, используя сырые данные

GPT 4,   Claude 2.1, Bard

Подготовка текстов для слайдов презентации

Частично

Выявляет ключевую информацию из текста и создает структуру слайда, но требует дополнительных корректировок

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Формирование рекомендаций

Частично

Предлагает ценные идеи для улучшения продукта, однако критический анализ и отбор предложений остаются за исследователем

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Использование чат-ботов с искусственным интеллектом в подготовке отчетности открывает новые возможности для UX-исследователей, ускоряя процесс создания документов и улучшая их качество. Однако для достижения наилучших результатов необходимо сочетать возможности чат-ботов с опытом UX-исследователя.

6. Организация процесса исследований и личное развитие

Организация процесса исследований и личное развитие играют важную роль в нашей с вами работе. Чат-боты с искусственным интеллектом могут помочь с созданием документации, анализом трендов, а также с развитием и обучением.

Задача

Применимость ИИ

Возможности ИИ

Инструмент

Разработка регламентов, стратегий, стандартов

Да

Эффективно создает документы, опираясь на передовые практики и существующие материалы компании

GPT 4,   Claude 2.1

Разработка шаблона отчетов, брифа, дизайна исследования и др.

Да

Разрабатывает шаблоны или адаптирует их под конкретные задачи, используя доступные примеры лучших практик

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Проектирование процессов исследований

Частично

Предлагает общие процессы, от которых можно оттолкнуться 

GPT 3.5 и 4,   Claude 2.1, Bard

Анализ трендов в исследованиях и новых методов

Да

Выявляет актуальные тренды и создает сводки по новым методам и подходам в UX, анализируя информацию из Интернета

GPT 4,   Claude 2.1, Bard

Обучение и тренировка навыков

Частично

Может указывать на ошибки в документах и рекомендовать обучающие материалы

GPT 4,   Claude 2.1, Bard

Итак, теперь вы знаете, для решения каких задач стоит использовать чат-боты с генеративным ИИ, а где пока рано на них полагаться. Чат-боты уже сегодня способны брать на себя рутинные задачи, позволяя исследователям выполнять работу быстрее и качественнее. 

Однако важно помнить, что успех применения ИИ в UX-исследованиях во многом зависит от правильного подхода к выбору инструментов и формулировке задач. Не бойтесь экспериментировать с ИИ, ведь именно так вы сможете наиболее полно раскрыть его потенциал.

Если у вас есть вопросы, идеи или собственный опыт использования ИИ в UX-исследованиях, буду рад обсудить это в комментариях.

© Habrahabr.ru