Интервью с разработчиком TopBody. Как вывести фитнес-приложение в ТОП App Store

Поговорили о женском фитнесе, хорошем контенте, особенностях разработки и продвижения спортивного приложения.

Фитнес-приложение для женщин TopBody буквально взорвало российский App Store в своей категории. Оно не только стремительно стало лидером в своей категории, но и очень высоко поднялось в общем рейтинге ТОП–50. Сей феномен нас заинтересовал, поэтому пригласили на откровенный разговор ответственных за все упомянутые события ребят: СЕО компании-разработчика TopBody Сергея Меркулова и руководителя разработки продукта Федора Романова.

Парни, приветствую! Сергей, представьтесь, пожалуйста, читателям и немного расскажите о себе.

Зовут меня Сергей Меркулов. 29 лет. Работаю в IT. Сейчас IT-директор.

Давно занимаетесь разработкой приложений и большая ли у вас команда?

Сергей: Занимаемся этим 7 месяцев, у истоков стояли я и Федор. Потом присоединился Сергей Елисеев — он отвечает за связи с общественностью и социальные сети, то есть, за пиар. В команде два программиста, один дизайнер, пара операторов и контент-менеджеров, плюс привлекаем других специалистов по необходимости. Например, фитнес-тренеров.

Название у компании есть? Или TopBody — это и компания, и приложение?

Сергей: Пока мы не являемся юридическим лицом, но планируем его в ближайшее время создать. Так что сейчас у нас есть бренд, который мы выводим на рынок — TopBody. Под этим брендом будут объединены все наши проекты в области фитнеса. В частности, мы работаем над ещё тремя проектами.

TopBody — это основное занятие?

Сергей: Если Вы про занятость, то на данный момент мы все работаем на основной работе и за счет личных средств финансируем TopBody. Пока мы не привлекаем инвесторов, но это возможно будущем. На развитие нам могут понадобится определенные ресурсы.

Как раз в четверг проводили съемки для нашего следующего по очереди выхода на рынок проекта. Контент будет сильный, с достаточно популярным тренером в главной роли. Имени пока раскрывать не будем.

Это интересно на фоне громкого успеха TopBody: на 2 день взяло ТОП-30 в категории, на 4 день — новинка недели по мнению App Store, да и сейчас держится в топах. Что для этого делали, как продвигали приложение?

Сергей: В первую очередь у нас отличный — на наш взгляд, разумеется — контент. Хороший тренер. Простое и удобное приложение. Мы очень долго подбирали правильный дизайн, он должен был подходить для целевой аудитории и быть крайне дружелюбным. Я считаю, нам это удалось в полной мере. Мы также долго рисовали картинку самого приложения, что бы она была одновременно и понятной и привлекательной.

Что касается непосредственно продвижения, то мы использовали интересную маркетинговую стратегию. В основе лежит SMM и, как следствие качественного продукта, сарафанное радио. Буквально за 3 дня это принесло нам положительные результаты. Я не помню, что бы российские фитнес-приложения так долго были в общем ТОПе и на таком высоком уровне. Кстати, сейчас мы там уже на 39 месте (на момент проведения интервью, — прим. редактора).

Есть секреты в стратегии продвижения, может что-то посоветуете?

Сергей: Секреты есть и совет дать можем.

В первую очередь необходимо не спешить и не лениться, определить целевую аудиторию и понять, что ей надо?»А было бы удобно мне? » Провести социальные исследования. И только после этого приступать к работе. Мы долго изучали рынок и пришли к выводу, что в этой сфере наблюдается серьезный дефицит качественного контента. Все однообразное и недружелюбное (большие проблемы с дизайном в подавляющем количестве случаев). Сильные приложения — все иностранные. Мы захотели выпустить российский продукт, который бы был на уровне.

Есть книга, называется »Хулиганы в бизнесе», про создание «Бизнес ФМ». Мне её Егор Альтман дал однажды, как раз он и есть один из героев этой книги. Там есть утверждение, что для создания реального и востребованного продукта для определенного рынка, надо посмотреть на этот рынок и понять, что бы тебе самому там хотелось увидеть, чего тебе не хватает? Это бесценный совет.

Всем, кто хочет сделать в обозримом будущем какую бы то ни было свою компанию, эта книга полезна для изучения.

Почему выбрали сферу фитнеса — сами увлекаетесь?

Сергей: Конкретно я — нет. Мои партнеры — да, в какой-то мере. Просто эта ниша была интересной для старта и это не очередная игра-клон про шарики. Да, им легче выйти на коммерческий успех, но они не приносят пользы людям. Мы же хотели сделать мир немного лучше, дать людям инструмент, который они могут использовать, что бы сделать себя совершеннее.

Это тяжёлая для реализации сфера, трудно создать качественный контент и достаточно дорого. Но это того стоит.

Контент важен, согласен, но откуда вы знаете, что программы в TopBody работают? Как подбираете тренеров, были ли эти программы испытаны ранее и дали ли они результат?

Сергей: Да, эти программы используются тренерами для индивидуальных занятий. Мы консультировались с большим количеством тренеров, специализирующихся именно на работе с девушками и женщинами, которые хотят похудеть и/или держать себя в хорошей форме (но без фанатизма). Также мы обратились к зарубежному опыту в этой сфере. В результате наши тренеры создали легкие программы из простых тренировок, которые могут и должны помочь в достижении описанных результатов.

Нам было необходимо понять, какие отличия в Российском фитнесе и зарубежном. Мы общались с тренерами, смотрели их фитнес программы, бьюти-блоги, скачивали и изучали их приложения. Так мы смогли сравнить. На западе подход к фитнесу более рельефный.

Что значит «более рельефный?»

Сергей: Они больше заточены на немного другие цели, но их программы проще российских. Хотя в условиях нашей страны они работают хуже — не учитывают наши реалии (более низкий уровень доходов, отсутствие на нашем рынке определенных продуктов, менталитет и т. д.). Для нас же важно было учесть их подход (дружелюбие, заботу, продуманные интерфейсы, простоту) и соотнести это с нашей реальностью. Поэтому мы отложили запуск индивидуальных планов питания, мы ещё не в полной мере смогли осуществить это симбиоз для питания.

Что касается тренеров — это просто хорошие тренеры, которым тоже было интересно поработать с подобным контентом. Они из различных сфер — кто-то тренер из фитнес-залов, кто-то тренер в спортивных колледжах и институтах, кто-то врач, кто-то диетолог, кто-то любитель, кто-то ведущий бьюти-блога. Разные люди, разные мнения, нам нужен был комплекс, который позволит создать именно тот продукт, который сможет быть на рынке не хуже всем известных иностранных аналогов.

Судя по тому, что мы обошли даже Nike, это нам удалось.

Вы вовремя упомянули о питании, на которое завязано 70–80% успеха в приведении себя в форму. Когда планируете ввести программы питания в TopBody?

Сергей: К сентябрю, когда большинство людей вернётся из отпусков, каникул и как раз смогут начать подготовку к следующему лету.

Питание будете привязывать непосредственно к тренингу или просто общие советы?

Сергей: Нет. Там другой план. Мы создадим индивидуальные программы питания, которые в симбиозе с тренировками будут приводить к достижению определенной цели.

Ведь если Вы хотите просто укрепить (накачать) попу, то Вам нужны одни группы упражнений и одно питание. А если Вы хотите сбросить 15 кг, то это уже иная история.

Таргетинг. Мы не нашли тех, кто дает такой таргетинг. У всех «вода» и общие советы. Не учитывается цель, а это неправильно.

Плюс, мы ещё хотим включить консультации диетологов, которые будут разрабатывать диеты под человека. В зависимости от индивидуальных особенностей человека. Но это позже, так как сложная система для внедрения.

Не нашли таргетинг среди подобных приложений или не нашли в индустрии в целом?

Сергей: В приложениях. В индустрии есть такие штуки. А вот в приложениях эта функциональность страдает.

Серьезные цели, но давайте поговорим непосредственно о технологиях. В программе есть набор готовых тренировок и имеется конструктор, создающий индивидуальную тренировку на основе ответов на ряд вопросов. Так вот, по какому алгоритму формируется тренировка?

Сергей: На этот вопрос лучше меня ответит Федор.

Федор: Все упражнения мы разделили на три категории: руки и плечи, пресс и ноги. Соответственно базовые упражнения для этих зон — отжимания, скручивания и приседания. Количество повторов для любого упражнения рассчитывается на основе указанных пользователем базовых параметров. Это нужно на старте.

После выполнения упражнения мы сохраняем результат выполненных повторов и следующую программу строим на основе выполненных повторов в прошлом. Проценты подбирали наши тренеры.

Отдельно идут временные упражнения, у них есть просто стартовая константа в секундах.

Почему не учитывается возраст и вес при опросе, да и как-то грубовато строится программа, вам не кажется? В частности, я отметил что могу присесть 100 раз и на первой же тренировке получил 100 «Реверансов», но ведь такой присед сложнее классического. А потом еще и динамические выпады 100 раз, хотя после реверансов будут коленки трястись.

Федор: Могу признать, что система не везде верно настроена, находимся в процессе постоянного улучшения. Будет что сказать нашим тренерам. Благо она позволяет настраивать зависимость быстро через сервер.

Ок, а что по программам? Меня настораживают названия »Разгони обмен веществ»,»#Жируходи». Обмен-то по факту не разгоняется, а жир сам по себе от упражнений не уходит.

Сергей: Тут не совсем верно вы поняли, Роман. Названия программ — это метафоры, это облегчение понимания пользователем. В их названиях нет буквального смысла. Мы выбрали такой подход, если обратная связь покажет, что это неоправданное решение, мы это изменим. Пока отрицательной связи мы не получали.

Откуда появиться отрицательной связи, если обычный пользователь не знает особенностей работы организма? Он увидит »#жируходи» и будет ждать, когда жир уйдет.

Сергей: Мы не ставили своей целью донести буквально смысл. Нам важно, чтобы целевой аудитории было понятно, что они будут делать. Это база. На данный момент, стоит заметить, это ещё не итоговая функциональность. Мы соберем обратную связь, запустим несколько конкурсов, чтобы понять, как реагирует аудитория, как помогают наши тренировки. Мы, безусловно, отснимем дополнительный контент, который увеличит функциональность и улучшит таргетинг. Просто без обратной связи от большой аудитории сложно сразу сделать то, что нужно. Мы не говорим, что совершенны, но мы будем к этому стремиться.

Безусловно, у нас есть ошибки и недоработки, некоторые мы уже исправляем, о некоторых мы ещё не знаем.

Например, у нас много отзывов, что не очень удобно без озвучки отсчета. Мы это внесли в первую очередь доработок. Также девушки жалуются, что неудобно переключать тренировки руками, приходится прерывать занятие. Мы решили добавить опцию управления через аудиосигналы. Например, хлопки. Судя по опросу, эта идея девочкам понравилась.

И это ещё одно отличие от многих сервисов. Мы слушаем людей. И делаем то, что они хотят. Если это не требует захвата галактики, конечно.

Почему выбрали именно функциональный тренинг, а не, например, работу на дому с подручными средствами, вроде бутылок с водой или резинок? Мода на кроссфит?

Сергей: Мы не выбрали именно этот вариант. Просто мы ещё не успели отснять и сформировать контент с инвентарем. Он будет. Начали именно с этого контента, так как это более понятно, востребовано и, как вы правильно заметили, модно. Наши опросы данный факт подтвердили.

То есть в текущий момент TopBody — это фактически софтланч проекта, который со временем будет обзаводиться значительно более широкой функциональностью?

Сергей: Именно так. Мы же запустились меньше недели назад. Нам нужна аудитория, что бы лучше понимать людские потребности. У нас нет многомиллиардных госбюджетов, на масштабные соцопросы. Мы сформируем аудиторию и будем работать для нее. Если работать будем хорошо, то увеличение аудитории неизбежно, благодаря сарафану.

Щекотливые моменты разобрали, перейдем разработке. Сколько времени ушло от задумки проекта до его реализации в текущем виде?

Сергей: 7 месяцев.

Сталкивались ли с какими-то сложностями технического плана или с проблемой кадров?

Сергей: Да. Постоянно. В основном с серверной частью, так как у нас был очень серьезный настрой сделать ее так, что бы все изменения можно было вносить быстро. И ряд других важных вещей. Кадры — с ними тоже сложно пришлось. Очень много людей, которые хотят много денег, но при этом ничего не могут сделать как надо, срывают сроки и т. д. Такие попадались, приходилось несколько раз менять.

Что посоветуете другим разработчикам?

Сергей: Тщательно отбирать персонал. Не спешить с выпуском приложения. Лучше дольше делать, но выпустить продукт, который будет работать. Особое внимание обратить на дизайн и не скупиться на эту часть, это очень важно.

Есть ли планы по выходу на Android?

Сергей: Пока нет. Может быть через какое-то время. Пока все наши проекты ориентированы на App Store.

Какими гаджетами пользуетесь в повседневной жизни?

Сергей: iPhone, iPad.

И небольшой блиц опрос напоследок: iPhone 7 или Galaxy Note 7; виски, коньяк или сухое вино; бензин, дизель или электричество?

Сергей: Только iPhone. Коньяк. Бензин.

Благодарю за интересный и весьма откровенный разговор. Сергей, Федор, хотите что-то пожелать читателям?

Сергей: Верить в то, что ты делаешь. Делать это хорошо. И помнить заветы Стивена — быть самым богатым человеком на кладбище, это неинтересно. А вот засыпать каждый день и знать, что ты сделал сегодня что-то хорошее, полезное — это то, что нужно.

Федор: Веры в свои силы и трудолюбие, лично это мне помогло больше всего.

Мое мнение о приложении TopBody и кому оно понадобится

Приложение действительно сделано хорошо, упражнения показаны отлично — с объяснениями и видео. Что касается конкретно фиксированных комплексов тренировок и составляемых самим приложением — им явно есть куда развиваться, что авторы честно признают.

Мне понравился подход Сергея и Федора, когда программа максимально ориентирована на далеких от спортивных реалий новичков, загоревшихся идеей привести себя в порядок. Тут важно не нагрузить гражданку десятками упражнений на выбор, а дать ей простое решение типа «нажал три кнопки и ты уже тренируешься».

В TopBody так все и работает — запустил приложение, нажал на кнопку, заплатил 600 руб, получил готовую программу тренировок с видео, счетчиком, автоматически формируемым дневником и индивидуальной подстройкой в зависимости от успехов в выполнении упражнений. Либо можно попробовать что-то из бесплатных программ и упражнений, чтобы понимать, как это работает, и за что вы платите.

Действительно ли это поможет девушке похудеть и привести себя в форму? Отчасти, да. При условии, если дама не будет себя награждать дополнительными плюшками и вкусняшками за каждую тренировку. Потому что за 20–30 минут такой вот функциональной тренировки дама сожжет от силы 150–250 ккал, а это всего-лишь маленький кексик.

В текущий момент TopBody решает проблему физической нагрузки и легко втягивает девушек в тренировочный процесс. Это важно, но является лишь частью обещанного авторами. Когда в дополнение к программам тренировок появятся схемы питания, вот тогда приложение станет действительно уникальным решением среди аналогов. По словам Сергея Меркулова, это случится осенью.

Таким образом, TopBody отлично подойдет любой даме для того, чтобы без промедления начать работать над собой и приводить мышцы в тонус. Без поиска тренажерного зала рядом с домом и подбора спортивной формы к цвету своих глаз. Установили программу, запустили, начали тренироваться — хоть в любимом халате, хоть без одежды вовсе.

©  iphones.ru