Рынок стремится к комплексному подходу

Панков, компания ЧерусИнтервью с Алексеем Панковым, управляющим директором компании "Черус".

- Какие изменения в сегменте системной интеграции произошли в 2007 году?

- Можно отметить, что 2007 год продолжил тенденции, наметившиеся в предыдущие 2-3 года. Продолжается процесс консолидации рынка, то есть по-прежнему активно идут процессы слияний и поглощений. Крупные игроки выкупают средние и мелкие компании, образуют новые структурные подразделения, ориентируясь на комплексное предоставление услуг. С другой стороны, запрос на услуги системных интеграторов со стороны бизнеса также растет достаточно активно, и, по нашим ощущениям, в ближайшие несколько лет мы не будем испытывать слишком сильное конкурентное давление внутри своего сегмента, потому что работы хватит всем. Другой вопрос, где взять ресурсы, в первую очередь специалистов, которые будут в состоянии реализовать растущие запросы бизнеса? И это, пожалуй, еще одна важная тенденция последних лет и 2007 года в частности - остро ощущаемый дефицит квалифицированных кадров, как в предметной области, так и в области управления.

В качестве тенденции, явно обозначившейся именно в 2007 году, я бы отметил рост интереса к нашим услугам со стороны компаний среднего и малого бизнеса. Думаю, это обусловлено рядом причин: во-первых, нехваткой квалифицированных кадров, в том числе на стороне заказчика; во-вторых, возрастающей зависимостью бизнеса (независимо от его масштабов) от информационных технологий и надежности инфраструктуры, на которой они работают; и, в-третьих, большим количеством новых российских законов и отраслевых требований, налагающих на субъекты экономики жесткие требования в области защиты информации, защиты персональных данных и т.д. В связи с этим, мы начали пересмотр и расширение линейки своих решений с тем, чтобы сформировать спектр предложений для средних по масштабу компаний, в первую очередь в финансовой сфере, в торговле, в телекоммуникациях. Еще одна тенденция - рост спроса на услуги - ИТ-аутсорсинг и аутсорсинг вычислительных мощностей, например, на услуги внешних центров обработки данных.

Суммируя все вышеперечисленные тенденции, можно сделать вывод о том, что рынок постепенно разворачивается от поставок оборудования и коробочных решений в сторону комплексного подхода, подразумевающего аудит проблем заказчика, выработку оптимальной тактики их решения, профессиональную реализацию и сервисную поддержку.

- Какие достижения вашей компании Вы бы могли отметить в 2007 году?

- Прежде всего, мы определили для себя ключевые направления дальнейшего развития компании и произвели соответствующие структурные изменения. Первый этап реструктуризации компании завершился к концу 2007 года. Главным достижением я бы назвал тот факт, что нам удалось сохранить все ключевые кадры, соответственно, и компетенции, приобретенные компанией за 17 лет развития, и, наряду с этим, привлечь для работы в компании новых высококлассных специалистов, главным образом в области управления.

В соответствии с выбранными направлениями развития и новой структурой компании был разработан новый корпоративный веб-ресурс - более гибкий, мобильный и адаптивный. Теперь на нашем сайте отражено актуальное состояние компании, и мы будем стремиться к тому, чтобы сайт "Черус" стал одним из наиболее информационно-насыщенных и интересных интернет-ресурсов отрасли.

В 2007 году "Черус" завершил ряд знаковых проектов, среди них несколько крупных объектов государственного значения - процессинговый центр для "Трансинвестбанка", сервис-центр ВТБ 24 и другие.

Кроме этого, наша компания в качестве генерального проектировщика разработала проекты зданий нескольких региональных диспетчерских управлений СО ЕЭС. Для каждого здания специалисты "Черус" спроектировали весь комплекс инженерных систем и разработали автоматизированную систему диспетчерского управления, позволяющую обеспечить бесперебойную работу объектов.

ИТ-департамент "Черус" реализовал интересный проект для крупнейшего фармацевтического дистрибьютора. Суть проекта заключалась в интеграции контакт-центра на базе телефонной станции Avaya Definity со службой поддержки пользователей (HP Service Desk). В результате проведенной интеграции удалось существенно повысить качество обслуживания филиалов территориально-распределенной сети предприятия, в том числе возросла скорость обработки телефонных звонков, повысилось качество и оперативность исполнения запросов. Руководство компании получило возможность контролировать работу операторов благодаря интегрированной в решение системе мониторинга.

Конечно, хочется упомянуть о новых продуктах и решениях, разработку которых мы начали в прошлом году и продолжаем сейчас. Среди них особенно интересным я считаю "Мобильный ЦОД", позволяющий решить проблемы наращивания площадей и энергетических ресурсов для размещения центров обработки данных, сократить расходы на содержание ЦОД и время на его развертывание и передислокацию.

- Какие факторы создают вашей компании определенные трудности в достижении поставленных задач?

- Как я уже отмечал, самая острая проблема на сегодняшний день заключается в нехватке квалифицированных кадров. "Черус" имеет хорошие перспективы развития, которые сдерживаются только тем, что за короткий срок достаточно сложно найти высокопрофессионального специалиста на рынке труда, а на подготовку специалистов внутри компании требуются годы.

Еще одна трудность связана с тем, что довольно большую долю бизнеса "Черус" составляют государственные или "окологосударственные" компании, такие как РЖД, СО ЕЭС. В результате возникает сильная зависимость финансирования проектов от политической и экономической обстановки в стране, что вызывает некую форму нестабильности. Например, те же выборы могут стать причиной перебоев в финансировании, а рост цен на энергоносители, наоборот, увеличить приток инвестиций.

- В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться бизнес системной интеграции в России в 2008 году?

- В целом бизнес системной интеграции продолжит планомерное развитие в том же направлении, что и в 2007 году:

  • Рынок будет и дальше консолидироваться вокруг крупных игроков.
  • Увеличится доля услуг по отношению к поставкам оборудования в бизнесе системных интеграторов. Классической интеграторской услугой станет управление сложными ИТ-проектами в качестве генерального подрядчика.
  • Будут расти запросы со стороны отраслей, которые традиционно не были зависимы от информационных технологий, например, со стороны строителей, на реализацию концепции "умных зданий".
  • Компании будут стремиться к более четкому позиционированию на рынке, в том числе и в области вертикальных решений (ярко выраженной экспертизе в 2-3 отраслях).
  • Как я уже отмечал, положительная динамика экономики страны в целом провоцирует рост потенциального рынка. Соответственно, возможностей существующих компаний-интеграторов, скорее всего, будет недостаточно для того, чтобы полностью удовлетворить пропорционально растущие потребности. Поэтому значительного уплотнения рынка с точки зрения конкуренции произойти не должно.

- Какие планы ставит перед собой ваша компания на 2008 год?

- Конечно, мы планируем активно развиваться. В первую очередь будем работать над повышением эффективности всех подразделений компании, как коммерческих, так и бизнес-обеспечивающих. Продолжим привлекать в компанию лучших профессионалов и будем уделять большое внимание обучению и сохранению существующих в компании знаний. "Черус" традиционно силен тем, что практически с каждым клиентом у нас складывается история долгосрочных отношений, со многими мы сотрудничаем уже более 10 лет. Поэтому в плане развития бизнеса будем работать не только над привлечением новых клиентов, но и над повышением количества повторных запросов со стороны тех клиентов, с которыми мы начали работать недавно. Традиционно особое внимание будем обращать на качество выполняемых проектов и точное соблюдение всех договорных обязательств. Планируем также наращивать долю бизнеса, приходящуюся на обслуживание по сервисным договорам, и на услуги, в первую очередь, связанные с проектированием и консалтингом.

©  @Astera