Всё сложится. Как Х5 присматривалась к китайской роботизации

Недавно мы выбрались в Китай — посетить выставку CeMAT Asia, да и просто в очередной раз посмотреть, что у них нового в ритейле и роботизации. В 2019 году мы уже писали о том, как нас поразили китайские инновации. Решили проверить свои впечатления спустя годы, увидеть своими глазами последние достижения автоматизации и, конечно, поделиться ими с читателями блога X5 Tech.

Зачем мы поехали в Китай?

Китай сейчас — мировой лидер в целом ряде сфер, которые, казалось бы, напрямую с роботизацией не связаны, но радикально на неё влияют.

И это не наши фантазии. Вот смотрите. По данным IFR (Международная федерация робототехники), Китай лидирует в переходе к автоматизированным процессам — страна с головокружительной скоростью внедряет промышленных роботов во всех отраслях экономики. Так, в 2022 году на долю этой страны приходилось более 50% вновь установленных промышленных роботов во всём мире. Это делает его крупнейшим рынком в глобальном масштабе.

Кроме того, в Китае, как все знают, высокая плотность населения, а значит — большие потоки покупателей в магазинах. А ещё, там уже много лет отлично развиты сервисы доставки всего и вся, развивается электротранспорт и роботизируются все возможные сферы жизни. Поэтому мы в составе нескольких подразделений Х5 и отправились в такую даль — увидеть будущее своими глазами. 

Кстати, в рамках поездки мы не только побывали на выставке CeMAT Asia и посмотрели на 80 тыс. кв. метров разных промышленных роботов, но и посетили 10 автоматизированных объектов лидирующих компаний в пяти провинциях Китая, чтобы ознакомиться с их опытом и внедрёнными решениями.

Основной вывод, который мы сделали, таков: сейчас роботизация в Китае развивается уже как системное решение — не изучение, а масштабирование. 

Китайцы автоматизируют и роботизируют всё, используя уже отработанные методики. Даже на небольших складах площадью 5–6 тыс. кв. метров здесь уже установлены роботизированные системы. То есть прогресс мы увидели не столько в развитии технологий, а сколько в масштабах их применения.

b644b42cdf6f7b920c6d724686935dd2.jpg

5 лет назад разница между китайским и нашим ритейлом по уровню внедрения инноваций была если не космическая, то заметная. Сейчас мы во многих аспектах их догнали, а разница обусловлена, скорее, другим профилем потребления покупателей и масштабом внедрения технологий. Например, в китайских магазинах могут покупать яйцо поштучно, да ещё и варёное — мы же предпочитаем покупать сразу упаковками.

Немного об истоках

Нам кажется, и с каждой поездкой это мнение укрепляется, что на такую масштабную роботизацию в Китае надо смотреть, учитывая их общий подход к решению энергетических и логистических вопросов. Здесь много альтернативных источников энергии. Когда ты едешь по улицам китайских городов, даже небольших по меркам страны (с 4–5 млн жителей), то 70% машин вокруг — электрокары. От этого на улицах тихо — ведь электрический транспорт бесшумен. 

И такой популярности электротранспорта есть вполне практичное объяснение. Во-первых, здесь достаточно дорого стоит традиционное ископаемое топливо: бензин и дизель. Во-вторых, электротранспорт доступен по цене и производится в Китае в огромных количествах. И, кстати говоря, технологии и качество — на высоте, европейские автопроизводители учатся и заимствуют технологии электротранспорта именно здесь, да-да. 

Эти факторы сильно влияют на популярность «электричек», а следом и на роботизацию, ведь упрощённая логистика и складская деятельность с минимальным влиянием человека — это снижение и транспортных, и кадровых затрат. 

О чём CeMAT?

CeMAT — это выставка, участники которой представляют широкий ассортимент складского оборудования, складской техники и систем автоматизации. Сразу скажем: китайский CeMAT кардинально отличается от российских аналогов. Например, в России мы видели большое количество терминалов сбора данных (они представлены чуть ли не на каждом втором стенде), а в Китае такого нет — там мы нашли, в лучшем случае, один-два стенда на всю выставку.

35847e5b6f302c7706fb4455427f6ff7.jpeg

В Китае делают упор на масштабную роботизацию, причём, представленную крупными игроками. Идёшь по выставке и видишь — десяток экспонентов только с напольными роботами. Ещё десяток предлагает шаттловых роботов. Значит, на такие решения есть спрос. Встречаются также погрузочные системы, конвейеры, вариации роборук. Интересный факт: на всей огромной выставке среди всего этого торжества роботруда мы увидели только один экзоскелет.

4f3e94dec775e6b730501b1fae7c0e6d.jpeg

Прикованы ли китайцы к рабочим местам?

Поездив по складам крупных компаний, мы поняли, что в Китае роботизируются в первую очередь те участки, где есть «пробег» человека и 30–40% времени комплектации заказов тратится на хождение между стеллажами. Так вот, в Китае человек «прикован» к своему месту. Всё обустроено так, что сотруднику не нужно никуда ходить — AGV-роботы, на которых помешан весь Китай, сами приезжают к нему и привозят целые стеллажи. AGV-роботы служат для автономного перемещения грузов — за счёт этого повышается производительность.

11722c8433f2c4355b6b0d105542127c.jpeg

Побывали мы, среди прочего, и на складах китайских электронных ритейлеров — например, JD.com (похож на наш Wildberries), а также Freshippo. Местный e-com активно использует в качестве средств роботизации напольные и шаттловые роботы. Практически вся робототехника — местного производства. Складская техника местами встречается немецких брендов.

0db0f91c2967dd9f966367be9b67aa86.jpeg

И про ритейл

Мы, в конце концов, представители продуктового ритейла. Так что не можем не сказать про роботизацию и цифровизацию непосредственно торговых процессов.

Например, в одной из торговых сетей мы увидели роботизированный сортер. Это сортировочная лента, предназначенная для разбора мандаринов. И нет, не по свежести или качеству — здесь их сортируют на 12 категорий: по виду, размеру и т. п., то есть фактически проводят калибровку. Таким образом достигается единообразие плодов в определённой ценовой категории. Удобно? Да. Клиентоориентированно? Спорно, так как контроль за попаданием некачественного продукта всё равно не роботизирован.

Потом мы прошлись по торговым залам. Здесь повсюду электронные ценники –, но зачастую это просто планшеты копеечной стоимости, которые демонстрируют изображение, а не штрих-код.

fe5859de8f442843b854b4a4a7dcc238.jpeg

А вот в чём наш ритейл уже сделал гигантский рывок — это кассы самообслуживания. Да, они у нас есть (и в Х5, и не только), и мы ими по праву гордимся. Но здесь, в Китае, нас поразила скорость считывания и работы касс самообслуживания. Кроме того, все процессы оплаты основаны на ID и биометрии.

a892d240e7b032f8bb5b4da5310fdc74.jpeg

Ещё пара инсайтов про сами склады. Удивило нас то, как в Китае повышают плотность хранения на складах. Они внедряют AS/RS системы, которые сокращают площади проходов между стендами на складах — это повышает производительность за счёт роста скорости размещения и выдачи товара. По сути, это огромные стеллажи, между которыми есть стенды, внутри которых расположены лифты, движущиеся по рельсам вдоль проходов.

3db38065eb7c2b091733df460a93ac90.jpg

Немало внимания уделяется автоматизации операционки. Например, в Китае популярны роботы-поломойщики, манипуляторы для погрузки-разгрузки, автоматизированные паллетообмотчики, но все эти позиции требуют дополнительного тестирования на базе объектов Х5.

551484115ef57480a82163e25a357b03.jpeg

Общие впечатления

Резюмируя наши впечатления от поездки, можно сказать: Китай продолжает тренд на автоматизацию и роботизацию процессов, таким образом снижая издержки и затраты на транспортировку, хранение, сортировку и пр. При этом и самим китайским складам ещё есть, куда расти, и нам стало понятнее, в каком направлении развиваться. 

Да, некоторые технологии до сих пор кажутся российскому бизнесу дорогими. Но в Китае они уже доступны даже средним и мелким компаниям. А это значит, что скоро нечто подобное придёт и в Россию.

© Habrahabr.ru