В Иране обнаружена помада бронзового века

Ученые изучили флакон с декоративной отделкой, обнаруженный на территории юго-восточного Ирана. Анализ остатков внутри сосуда привел исследователей к выводу, что в нем в эпоху бронзы хранилась красная краска для губ. Артефакт относится к первой половине II тысячелетия до нашей эры. Исследование появилось в Scientific Reports.

Известно, что в далеком прошлом люди использовали различные косметические продукты. Но ученым было трудно узнать их точный состав, поскольку сохранность содержимого в артефактах часто оставляет желать лучшего. В последнее время благодаря микроскопическим и химическим анализам исследователи получили возможность более детально изучать состав древней косметики.

Например, испанские ученые обнаружили остатки античного парфюма в древнеримском унгвентарии. Благодаря химическому анализу, выяснилось, что этот парфюм был изготовлен на основе эфирного масла пачули.

Группа исследователей из Ирана и Италии заинтересовалась артефактом, относящимся к джирофтской культуре, существовавшей в бронзовом веке. Этот артефакт представляет собой небольшой декорированный флакон, изготовленный из хлорита. Он был обнаружен в провинции Керман, расположенной на юго-востоке Ирана.

A) резной хлоритовый флакон, содержащий косметический препарат; B) вещество внутри.Источник: Scientific Reports, 2024

Исследователи сошлись во мнении, что флакон мог использоваться для хранения косметических продуктов. Чтобы проверить эту гипотезу, они провели микроскопический и химический анализ остатков, сохранившихся внутри. Оказалось, что флакон содержал темно-красную краску, изготовленную из различных минералов, таких как гематит, мангалит и браунит. Также в нем мог быть растительный воск и другие органические вещества. Ученые обнаружили вкрапления растительных волокон, которые могут быть связаны с ароматическими компонентами, хотя пока не удалось однозначно подтвердить этот факт.

Радиоуглеродный анализ позволил определить, что возраст находки составляет примерно от 1936 до 1687 годов до нашей эры.

Исследователи считают, что содержимое флакона было краской для губ. Исходя из размера и формы артефакта, можно предположить, что его использовали, держа в одной руке вместе с медным или бронзовым зеркалом. Другой рукой наносили краску с помощью кисточки или аппликатора.

А во время раскопок недалеко от Иерусалима израильские археологи обнаружили уникальный артефакт — часть очень редкой серебряной монет. Ее возраст оценивается в 2 550 лет. Зачем монеты делили на части, объяснили здесь.