В день пятилетия со старта продаж iPad шеф-редактор TJ рассуждает о том, как планшет Apple нашёл и потерял себя

3 апреля 2010 года в США и ещё нескольких странах в продажу поступил самый первый iPad. За прошедшие пять лет устройство успело убедить в своей полезности почти всех скептиков, создать целый рынок, пережить свой пик и прийти к точке неопределённости, в которой оно находится сейчас.

В день юбилея iPad шеф-редактор TJ, успевший попользоваться почти всеми поколениями устройства, вспоминает историю его развития и делает прогнозы на будущее.

c1868928534c5f.jpgПервое поколение iPad. Фото: Flickr Чтобы понять, как люди отнеслись к iPad после анонса, состоявшегося 27 января 2010 года, достаточно почитать то, что пишут в сети об Apple Watch. Планшет, который, по слухам, должен был называться iSlate, в одночасье прозвали «большим айфоном» и стали прочить устройству провал, потому что оно не умело делать ничего такого, на что не были бы способны уже существующие предметы техники. «Зачем мне iPad, если у меня есть ноутбук с нормальной клавиатурой?», «Зачем мне iPad, если у меня есть смартфон?», «Зачем мне iPad, если в нём нет USB-порта и SD-карт?».

С тех пор Apple продала более 225 миллионов планшетов, так что применение им, судя по всему, нашлось.

Свой первый iPad я купил в мае 2010 года без какой-либо рациональной причины — просто потому, что хотелось попробовать что-то новенькое. Планшет, тяжёлый монолитный кусок из стекла и металла, практически сразу подкупил своей красотой и непривычно большим сенсорным экраном. К ёмкостным дисплеям на тот момент уже все привыкли, но в данном случае размер имел критическое значение: обычные действия вроде зума и скроллинга пальцами на десяти дюймах казались чем-то невероятным.

Однако iPad 2010 года был скорее пробой пера, чем законченным продуктом, и первым его владельцам зачастую приходилось обманывать себя и окружающих, говоря, что у него почти нет недостатков. На планшете было очень мало приложений, из-за отсутствия поддержки Flash для просмотра какого-нибудь ролика или сайта, сделанного по этой технологии, приходилось идти включать компьютер. «Тяжёлые» страницы из-за маленького объёма оперативной памяти просматривать было невозможно — Safari тут же вылетал. Всё это делало использование планшета «рваным», надуманным.

В конце концов, устройство было слишком скользким и тяжёлым, поэтому для его использования приходилось садиться на диван и класть на живот какую-нибудь подушку, чтобы iPad упирался и одновременно находился на уровне глаз.

Самое время признать, что первый планшет Apple был по большей части «костылём».

Но когда у iPad что-то получалось делать, он делал это лучше всех. На нём было круче всего сидеть в Твиттере, играть в Angry Birds и, самое главное, поглощать тексты. Большинство первых пользователей планшета, включая меня, начали замечать, что с его покупкой они начали чаще читать. Для изучения статей из интернета больше не нужно было сидеть за компьютером: сёрфинг в сети переехал со стула на диван и превратился из работы в отдых. Когда на iPad появились первые RSS-ридеры, на нём стало возможно успевать изучить намного больше информации, чем на любом другом устройстве. Планшет превращал любую статью, любой пост в блоге в страницу глянцевого журнала.

В то же время iPad был самым неустанным устройством в доме. Десять часов работы от батареи в режиме использования, которыми на тот момент не мог похвастаться ни один ноутбук или смартфон, делали его доступным практически всегда. Выйти в интернет с него можно было секунд за пять, что не оставило нетбукам никаких шансов.

70dd4dc0da1130.jpgCравнение iPad и iPad 2 Спустя ровно год Apple выпустила второе поколение iPad, сразу же обрисовавшее приятную для пользователей и неприятную для компании тенденцию: планшет становился лучше слишком быстро. iPad 2 не зря просуществовал на рынке дольше всех остальных версий и стал по-настоящему культовым: он оказался легче, тоньше, значительно быстрее и в целом приятнее предшественника. iPad 2 стал именно тем iPad, который Apple должна была показать изначально.

16a125964cb313.jpgТретье поколение iPad получило название iPad with Retina dislplay Но «сказка» длилась недолго. Загнав в угол саму себя, Apple была обязана добавить в третье поколение iPad Retina-дисплей, хотя технологии того времени едва ли позволяли сделать нечто подобное. Поэтому планшет, представленный в 2012 году, во многих отношениях оказался шагом назад. Шикарный экран устройства снова вернул притупившееся чувство магии, однако он обошёлся Apple по слишком высокой цене. Из-за «прожорливости» нового дисплея планшет пришлось снова сделать толще и тяжелее, значительно увеличив аккумулятор. Это неизбежно сказалось на времени зарядки.

Зачастую третий iPad наполнялся энергией дольше, чем его хозяин.

Включив планшет в розетку перед сном, можно было проснуться и увидеть, что он успел добраться только до 80%. В то же время его начинка просто была не в состоянии справиться с огромным разрешением экрана: устройство постоянно подтормаживало. Эти проблемы были настолько серьёзными, что Apple решила их нетипичным для себя ранним выпуском iPad 4, получившим мощные зарядное устройство и процессор, но, к несчастью, остававшимся таким же тяжёлым.

Тогда же компания выпустила более дешёвый и компактный iPad mini, который хоть и полюбился многим, но стал первым вестником назревающего кризиса: с момента релиза мини-версии компания во всех отчётах суммирует данные о продажах обоих планшетов, чтобы не показывать, предположительно, убывающую под натиском дешёвых «андроидов» популярность более дорогого флагмана.

a55be9504a2924.jpgiPad mini Но в 2013 году Apple удалось вернуть iPad его былую сексуальность, выпустив почти бескомпромиссные iPad Air и iPad mini Retina 2. Планшеты оказались достаточно тонкими и лёгкими, чтобы их можно было держать одной рукой, работали по 10 часов от батареи, быстро заряжались, плавно работали и всё это с Retina-дисплеями.

77e894123a0715.jpgiPad Air Сразу после анонса было очевидно, что iPad Air станет по-настоящему культовым устройством, настоящим преемником iPad 2, что для Apple оказалось не самым радужным развитием событий: вслед за успешным запуском Air продажи планшетов впервые начали стагнировать. Он действительно оказался слишком хорошим для того, чтобы покупатели меняли его на новые модели, не предлагавшие существенной разницы.

df7b46f8079970.png Именно из-за Air и mini Retina 2 запуск iPad Air 2 и iPad mini Retina 3 был встречен прохладно. Пользователи начали задавать вопрос «Зачем мне этот iPad, если у меня уже есть один хороший?», на который у Apple до сих пор нет ответа, и в то же время компания выпустила iPhone 6 и iPhone 6 Plus с увеличенными дисплеями, заставив многих задуматься, зачем нужны планшеты как класс.

Тим Кук не раз говорил, что его компания не против каннибализации, потому что лучше забрать долю рынка у самой себя, чем передать кому-то другому. Узаконив новые модели iPhone в качестве удобных устройств для потребления видео, чтения и других сценариев, ради которых люди покупали iPad, Apple тут же начала искать новое «золотое сечение» для iPad, желая сделать из него то, чего не удалось Стиву Джобсу — устройство для создания контента.

Согласно этой стратегии, находящийся на перепутье iPad тут же получил ещё один «удар в спину» — MacBook 2015 года, фактически планшет без сенсорного экрана, но с клавиатурой и полноценной операционной системой. В то же время по сети сети курсируют слухи об увеличенном iPad со стилусом, предназначенный для работы и творчества, который, по-видимому, призван сделать шаг в том же направлении, но с другой стороны.

Как бы не было грустно осознавать, но пятилетие планшета его фанаты встречают с чувством тревоги. Ещё в 2013 году казалось, что iPad, а уже никуда не денутся, но в 2015-м уже можно осторожно предположить, что устройство готово повторить судьбу iPod и окончательно раствориться в других продуктах Apple — айфонах и маках. Судя по всему, у «скрижали Джобса» действительно нет будущего — по крайней мере в её текущей форме.

Даже Wylsacom решил не покупать Air 2, конец близок, Вадим Елистратов, TJ

©  TJournal