В Беларуси рухнули продажи машин. Но точной цифры никто не знает
В сентябре этого года белорусские автодилеры продали смехотворные 374 автомобиля — в 10 раз меньше, чем в том же месяце 2021-го. Продажи в Беларуси начали быстро падать с апреля, уже в мае они сократились на 83%, а к сентябрю падение превысило 90%!
Почему в Беларуси всё так плохо?
Причины этого падения, в общем, те же, что и в России — экономические неурядицы, вызванные санкциями западных стран и уходом иностранных компаний из РФ.
Правда, сама картина несколько отличается. Как объяснила Белорусская автомобильная ассоциация (БАА), до санкций 2/3 машин не импортировались в Беларусь напрямую, а завозились из России. Часть производилась в стране на заводе «Белджи», выпускающем модели Geely, и небольшие количества ввозились из других стран.
Это было выгодно до начала экономических неурядиц, но белорусы оказались заложниками экономической ситуации в России. Весной российские экспортёры подняли цены для белорусов на 40–70%, а затем и вовсе прекратили поставки, потом российский рубль сильно укрепился, и к июню цены на машины в республике подскочили в два раза. Подлили масла в огонь и банки, перестав выдавать автокредиты.
Параллельная реальность
Есть маленький нюанс. Цифры продаж машин, приведённые выше, — это продажи через официальные автосалоны.
Между тем, в Беларуси, как и в России, появились предприимчивые люди, быстро наладившие параллельный импорт авто. Аналитики из агентства «Автостат» предположили, что челноками может продаваться в 2–3 раза больше машин, чем автодилерами.
Сами автодилеры тоже подумывают о том, чтобы начать поставлять машины напрямую от автопроизводителей, минуя российское звено.