Увязнувшие в прошлом: почему иногда не стоит перепроходить старые игры

Примерно раз в неделю атакует одна и та же напасть: жутко хочется достать какой-нибудь ретрохит, за которым сидел в юности, плюнуть на всё и уйти в него с головой. Память расцвечивает лучшие моменты, как бы подталкивая: ну давай, что же ты медлишь, ведь так круто было! Иногда ты сдаёшься и запускаешь очередной клубок пыли — предвкушая, что сейчас будет, «как раньше». Вот сейчас, сейчас я окунусь в лучшую игру своего времени… Проходит двадцать минут. С лицемерной формулировкой «о«кей, пока отложим» игра отправляется на полку. Больше не цепляет. Что-то не то.

Ностальгия сама по себе приятная штука. Иногда очень полезно вспомнить, как выглядело окружающее пространство пять, десять, пятнадцать лет назад. «Вернуться туда, где ничего не изменилось, чтобы посмотреть, насколько изменился ты сам». Вот только нужно понять, зачем вы этой ностальгии собрались предаваться. Если с целью притянуть в настоящее шлейф прошлого — право, лучше не стоит. Будет как раз «что-то не то».

Увязнувшие в прошлом: почему иногда не стоит перепроходить старые игры

Многим людям, которые грезят по ретро, это ретро, собственно, и не нужно — им требуется ореол, который образовался вокруг прежних хитов. Вот вышел, например, HD-ремейк Shadow of the Colossus. Великая игра, без дураков. Тут какой-нибудь сферический Иван вспоминает, как ему было здорово, когда он десять лет назад мочил колоссов — и немедленно покупает ремейк. Через час-другой выясняется, что игра уже не торт, продолжать не хочется, ностальгия засохла. Сферический Иван выключает приставку и преисполняется мрачных чувств по адресу как самой игры, так и её создателей, да и мира вообще.

Увязнувшие в прошлом: почему иногда не стоит перепроходить старые игры

И дело тут, скажем, не в графике (технические проблемы очевидны, здесь нечего обсуждать), а в том, что нашему Ивану эта Shadow of the Colossus и не нужна — ему нужен он сам десятилетней давности, когда главными проблемами жизни были двойка по математике и неуступчивая Танька из параллельного класса. Когда не надо было каждый день ходить на дурацкую работу и ежемесячно отстёгивать уступившей, осознавшей и одумавшейся Таньке четверть зарплаты на алименты. Ремейк Shadow of the Colossus, может, и создаст кратковременную иллюзию былого счастья, но это будет именно что иллюзия — что-то вроде алкогольного забытья, за которым неизбежно следует похмелье.

Отсюда, к слову, берутся все эти миллионы, которые добрые люди заносят на «кикстартер» сбитым асам игровой индустрии. Спору нет, кто-то действительно сделает крутой проект — взять того же Тима Шейфера, который воспользовался былыми заслугами и на народные деньги выкатил чудесный Broken Age. Но в основном забытые кумиры просто паразитируют на ностальгии добрых людей — давай, мол, сделаем как раньше, тебе же нравилось! Взять тот же порт Carmageddon на iOS. Игра получилась откровенно кошмарной: управлять неудобно, квадратные машины режут глаз. Вот кому он был нужен? А всё потому, что кто-то хотел «как раньше».

Увязнувшие в прошлом: почему иногда не стоит перепроходить старые игры

И тут очень важно понять: как раньше — уже не будет. Прошедшего не вернуть, парадигмы игровой индустрии за ушедший десяток лет ощутимо сменились. И с этим либо мириться, либо оставить эту индустрию в покое, как старого друга детства — вы оба выросли, разошлись разными путями, больше не о чем поговорить, такое бывает. Если вы десять лет назад тащились от первого StarCraft, а теперь не очень понимаете, что вообще вытворяет Blizzard (хотя более консервативной конторы, пожалуй, и не найти), то и незачем себя мучить.

Поэтому те, у кого стопка HD-ремейков перевешивает пачку свежих хитов, а «Steam» утверждает, что больше всего часов вы просидели в первом Thief, задумайтесь —, а не слишком ли застряли вы в прошлом? Спору нет: может, вам хочется настоящего хардкора, а не современной казуальщины (хотя если в том же Thief, но уже 2014 года, выкрутить сложность на максимум…), но, скорее всего, вы просто зависли между двумя эпохами. И чем дольше будете висеть, тем больнее будет выкарабкиваться.

Увязнувшие в прошлом: почему иногда не стоит перепроходить старые игры

С другой стороны, невозможно полностью отказаться от олдскула, причём по объективным причинам. Во-первых, молодость (или детство) — прекрасное времечко, иногда окунуться в него не только приятно, но и полезно. Во-вторых, признаемся себе: современные игры тоже отнюдь не всегда радуют. Они частенько рассчитаны на детей и подростков, а некоторые жанры и вовсе вымерли. Любой фанат стратегий скорее запустит ранний Command & Conquer или Age of Empires, чем цветастую ерунду Clash of Clans. Любой фанат пошаговых стратегий ждёт релиза Heroes of Might & Magic III на iOS сильнее, чем собственного дня рождения.

И это нормально. Когда хочется пощекотать себе нервы правилами старой школы, нет ничего лучше, чем пару часов побегать в первом DOOM. Да, почти наверняка полностью проходить вы его не будете — скорее всего, даже и не запустите второй раз. Но свою долю радости получите точно. В желании окунуться в прошлое, вернуть подзабытые чувства, вспомнить себя молодым нет ничего предосудительного — плохо, когда это желание заполняет и заменяет реальную жизнь.

Увязнувшие в прошлом: почему иногда не стоит перепроходить старые игры

Есть ещё пример ностальгии, и он тоже из разряда pro. Современные проекты порой не просто рассчитаны на юную аудиторию — они сделаны с прицелом на совсем уж далёких от игр людей. Сравните на досуге глубину проработки System Shock 2 и BioShock Infinite. Там, где в конце 90-х мы превращались в клубки нервов, врастали в кресла и собирали волю в кулак для прохождения, теперь нам предлагают рельсовый боевик с претензией на «взрослость» и философский подтекст. Конечно, последнее детище Кена Левина — потрясающий образчик интерактивного искусства, но с точки зрения геймплея всё не столь уж круто. И в этом свете куда логичнее пуститься в олдскульный трип против кибернетической злодейки SHODAN.

Увязнувшие в прошлом: почему иногда не стоит перепроходить старые игры

Поэтому надо просто понимать, чего вы хотите, запуская, скажем, GTA III на «Айфоне» или той же PlayStation 2. Вспомнить былые деньки? Развлечь себя продуктом, который давно изучили и знаете, чего от него ждать? Или вас просто чем-то не устраивает ваша текущая жизнь, и вы всеми способами пытаетесь вернуть то беззаботное время? От ответа многое зависит, и если вы утвердительно кивнули на последний вопрос — пора задуматься, а всё ли у вас в жизни правильно, и не пора ли что-то изменить.

Вышеописанное, безусловно, лишь мнение по заданной теме. И таких мнений существует, прямо скажем, вагон с тележкой. Нет здесь объективности, да и быть не может. Каждый сам решает, нужны ему классические Doom и System Shock 2, или лучше взяться за спасение Элизабет в BioShock Infinite. Выбор есть. Главное — правильно им пользоваться.

Автор текста: Илья Божко

Источник:  4pda.ru

©  4PDA