Уроки импровизации и другие способы развить навык публичных выступлений и генерации идей — Методы российских агентств

Американский актер и сценарист Джерри Сайнфелд заявил на одном из своих шоу, что публичные выступления являются людским страхом №1, и даже смерть находится на втором месте. Чтобы побороть эту боязнь и сделать своих сотрудников более уверенными во время презентаций перед клиентами, руководители американского агентства Horizon Media устраивают в офисе классы импровизации с приглашением разных стендап-комиков.

Редакция vc.ru узнала, какие приемы используют российские рекламные компании, чтобы развиваться в новых направлениях и придумывать идеи для роликов и объявлений.

Мероприятия в Horizon Media проходят следующим образом: десять участников делятся на несколько групп и в течение 90 минут решают какую-то задачу — придумывают речь для выступления, играют в групповую игру или создают смешную историю. «Это не урок по разработке презентации, когда каждый должен выступить, — сказал бренд-стратег Horizon Media Челси Рэмси. — Это способ выйти из зоны комфорта, прислушиваясь друг к другу и поддерживая».

Руководители агентства отмечают, что главное преимущество метода — возможность по-новому применить творчество и снять стресс после напряженной работы. Ранее Рэмси инициировала внедрение упражнения для новых работников — они должны были за короткое время составить план по покупке рекламы.

Редакция vc.ru попросила представителей российских агентств рассказать, какие неформальные мероприятия они устраивают для стимулирования сотрудников на создание новых идей.

f36d7012f3c0ea.jpgАртем Филимоновкреативный директор Hungry Boys

Большинство из нас приходит на работу после выходных, мыслями ещё оставаясь у себя дома или на отдыхе. И конечно, утром в понедельник, открыв свою почту, человек увидит массу задач, которые вряд ли будут пересекаться с тем, что он делал предыдущие пару дней.

И пока весь офис начинает просыпаться, раскачиваться, вспоминать прошлую неделю, двое коллег оборудуют сцену для выступления прямо в центре рабочего пространства Hungry Boys. Ровно в 12:00 загорается проектор, приглушается свет, всё агентство занимает зрительские места, а креативный директор объявляет о проведении еженедельного мероприятия, которое мы называем Cannes Boost.

Двое сотрудников заранее записываются, чтобы стать спикерами, отбирают около 15–20 фестивальных работ, анализируют их, думают о том, что они могут поведать о кейсах с точки зрения своей специализации, и выступают перед всем агентством.

Каждая неделя начинается с вдохновляющего часового перфоманса и показа крутых интересных мировых кейсов. Помимо того, что всё агентство заряжается желанием делать проекты международного уровня и масштаба, сами спикеры получают возможность вырасти в глазах коллектива, показать себя с новой стороны и побыть в центре внимания.

Так мы выяснили, что одни смотрят только ТВ-ролики, а другие — только SMM-механики. Благодаря этим встречам арт-директора стали лучше понимать копирайтеров и все, наконец, поняли стратегов. Это хорошая зарядка, которая помогает осознать, какой интересной работой мы занимаемся, и держать глаза горящими, даже когда отечественный рынок страдает от недостатка качественных интересных идей.

Также в Hungry Boys есть традиция: если сотрудник съездил на какой-то фестиваль, сходил на конференцию или узнал то, что может быть интересно другим, то он должен сделать об этом презентацию. Компания обеспечивает его местом, где можно об этом рассказать, и пиццей на всю команду.

Кроме этого, агентство устраивает школу Grape School, которую могут посещать все желающие вне зависимости от возраста. На лекциях спикеры рассказывают об основах digital, SMM и дизайна. К обсуждениям приглашаются гости из разных профессиональных областей. «Таким образом, здесь наши ребята тоже могут тренировать свои ораторские навыки, а все желающие — узнавать новое и становиться ближе к миру рекламы», — говорит PR-менеджер Hungry Boys Алёна Шакирова.

4960c0b7b31425.jpgМихаил Герасимовруководитель креативной группы агентства MOST Creative Club

Мы практиковали театральные импровизации в этом году — во время выездного лагеря по развитию прикладной креативности MOST Creative Camp. Считаем эксперимент успешным. И дело даже не в том, что импровизации помогают раскрепостить конкретного человека или объединить группу людей. В нашем случае мы использовали их для тренировки навыка сторителлинга, потому что любая коммуникация (в особенности рекламная) — это попытка рассказать историю.

Копирайтеры и сценаристы не из театральной среды часто создают плоских персонажей, просто потому что видят сферического представителя целевой аудитории в вакууме. Они не могут придумать глубокий и интересный характер, не могут вжиться в роль — вспомните любую рекламу майонеза со счастливыми семьями и пустыми диалогами.

Однако на театральных импровизациях вы просто обязаны продумать своего персонажа, понять его проблему, задачу и сверхзадачу. Потому что в противном случае никакой импровизации не получится. Вашего героя просто ничего не будет двигать вперед, не давать повода для взаимодействия с другими персонажами. А теперь просто замените слово «герой» на «представителя целевой аудитории», «лидера мнений» или «конкурента».

Для бизнеса это означает, что вы будете лучше понимать тех, с кем работаете, и тех, кому вы предлагаете свои услуги. Вы будете строже оценивать работу рекламных агентств или своего отдела маркетинга и если повезет, то сможете узнать что-нибудь новое и про себя.

Но если работать в комплексе над навыком разработки идеи, одной театральной импровизации недостаточно. Для того, чтобы прокачивать умение придумывать, мы используем десятки разных упражнений: на развитие ассоциативного мышления, гибкости, оригинальности, беглости мышления. И, конечно, важно развивать эрудицию.

Упражнения могут быть, например, такими:

1. Берем старую фотографию и пытаемся придумать к ней подпись так, чтобы зритель мог по-новому взглянуть на фото. Это комплексная тренировка и беглости, и гибкости, и оригинальности.

2. Разбиваемся на команды. Каждая придумывает по два эпитета. Потом собираем все эпитеты и пытаемся найти то, что они могут описывать. Например, одна команда написала «черный» и «колючий», а другая — «вязкий» и «живой». Попробуйте придумать: что может быть одновременно черным, колючим, вязким и живым.

3. Для тренировки ассоциативного мышления хорошо подходят друдлы.

60abebbc91a573.jpgЮрий Киреенкодиректор по маркетингу программатик-агентства Auditorius

У нас традиционно принято считать, что технологические компании — это царство гиков-интровертов: неформальный дресс-код, красные глаза как примета профессионала, специфический юмор в духе «Теории большого взрыва» и всё такое. Так было когда-то, но мы видим, как эта парадигма на глазах меняется.

Наш пресловутый программатик сделал практически невозможное: соединил модных диджитальщиков и совсем немодных нёрдов — получилась гремучая смесь «новых хипстеров», легитимизовавших и утвердивших ультрамодное «smart».

Сегодняшние герои программатика днём драйвят рынок интернет-рекламы и ломают его шаблоны, а вечером садятся на веспы и едут преподавать в государственные вузы или тусить в Парк Горького. Компания понимает, что в мотивации таких людей большое место занимает возможность саморазвития, поэтому регулярное обучение сотрудников — это обязательный пункт корпоративной стратегии и такое же неотъемлемое право личности, как и утренний эспрессо.

К слову, каждый волен прокачивать те знания и навыки, которые сочтет полезными для своего профессионального и личностного роста, без ограничений по должностной иерархии или направлению своей текущей деятельности в компании. Мы практиковали еженедельные встречи, где каждый мог блеснуть ораторским искусством, рассказав о любой близкой ему теме, но обязательно в интересном для всех ключе.

Был и формат мастер-классов с преподавателем по ораторскому мастерству, и занятия по практике осознанности, и коуч-программы по типологиям личности, и игры в «мафию», и даже полутеатральные постановки Чехова на английском. Кто-то сочтет это излишней внутрикорпоративной работой в период, когда экономику штормит, а для кого-то, как и для нас, формирование среды, комфортной для развития, проявление личной инициативы и раскрытия потенциала сотрудников — это вполне рациональный выбор. Инвестиции в людей, стремящихся самореализоваться в компании, имеют высокие шансы окупиться.

3142fc4a8b4b94.jpgВасилий Богдановкреативный директор Little Big Agency

Идея, описанная в Digiday, хорошая, хоть и не новая. Многие агентства отправляют своих сотрудников на курсы и тренинги, чтобы повысить те или иные навыки. Некоторые компании проводят так называемые «креативные завтраки», на которые приглашают интересных людей разных профессий, чтобы те поделились своими знаниями и интересными фактами о своей работе. Всё это при желании самих сотрудников здорово развивает.

Если говорить о Little Big Agency, то мы со стратегическим директором Максом Юриным отрабатываем навык публичных выступлений по много раз в год, преподавая на SMM-интенсивах и выступая на профильных конференциях. Это помогает эффективнее презентовать клиенту новые идеи, ведь на все встречи соучередители агентства ездят лично.

Также я предпринимаю попытки развития Little Big News — некого юмористически-новостного шоу про digital-индустрию в целом. Пробую различные форматы (видеоблог, репортаж). Из последнего –— наш ролик с конференции «Креатив и эмоции в PR».

В самое ближайшее время мы запустим шоу в прямом эфире через трансляции в Facebook и специальный софт. Будем обсуждать актуальные новости, проблемы, звонить гостям и общаться со зрителями вживую. Такие активности помогают нам осваивать новые форматы и получать бесценный опыт. А еще это просто интересно и весело (по крайней мере, нам).

efa4a3b168e564.jpgЕкатерина ЛавроваPR-директор брендингового агентства Depot WPF

Вдохновение и мотивация творческой команды всегда в дефиците, потому что любые инициативы и новые драйверы со временем превращаются в рутину. Нам приходится бесконечно изобретать все более сильный «мельдоний», беря на вооружение культуру, амбиции, спорт, деньги и так далее. Сейчас, на волне всеобщего стремления к самообразованию, многие компании организуют активности, связанные с получением новых знаний.

Чтобы вдохновить наших дизайнеров, арт-директоров и руководителей проектов (да-да, менеджеры тоже очень даже должны быть вдохновлены своей работой), мы организуем открытые лекции в формате «не отходя от рабочего места». Зовём интересных профессионалов из нашей и смежных индустрий, у которых наши ребята хотят чему-то поучиться или с которыми просто хотят пообщаться-подискутировать. Темы самые разные. Например, недавно говорили об особенностях визуальной культуры Вьетнама. Но в разное время обсуждали и защиту интеллектуальной собственности, и каллиграфию, и эксперименты социальной психологии.

Возможно, даже более важным источником вдохновения для сотрудников мы считаем подготовку собственных лекций и мастер-классов. Готовясь к выступлению на публике, человек структурирует информацию в голове, делает какие-то открытия и выводы, которые в дальнейшем оказываются полезны для работы. Поэтому у нас в агентстве нет одного «дежурного» спикера, как в большинстве компаний в нашей сфере.

У нас почти все сотрудники — яркие спикеры. И когда мы получаем приглашения от различных конференций, форумов или выставок (а получаем мы их немало), смотрим, кому из ребят ближе и интереснее тематика мероприятия, кто сможет больше других почерпнуть для себя в процессе подготовки.

Похожая история и с образовательными проектами. Когда нас зовут провести занятия или поучаствовать в работе жюри на студенческих защитах (к примеру, в Высшей школе брендинга), представителем Depot WPF может стать не только креативный директор, но и руководитель проектов. Хотя, как бы это странно ни звучало, больше всего творческих людей вдохновляет сама работа. По-настоящему драйвит возможность участвовать в ярких проектах, которые становятся громкими событиями в индустрии и получают признание (в СМИ, среди коллег, на фестивалях, в растущих показателях продаж наших клиентов). Именно за этим приходят в агентство.

9627b380d67043.jpgИлья Корнеевкреативный директор Affect

Два года назад мы поставили для себя цель стать одним из лучших стратегических агентств и начали всячески инвестировать в развитие этой экспертизы у ключевых сотрудников. Когда с нами работал бизнес-консультант по этому направлению, мы позвали часть команды участвовать в этом процессе в формате аквариума — чтобы они видели, как мы приходим к тем или иным решениям, почему агентство будет развиваться в эту сторону и как устроен бизнес.

С другой стороны, я стараюсь приглашать на проекты самых разных стратегов, чтобы мы смотрели и учились разным подходам. Например, мы уже поработали со стратегами из Франции и Великобритании, а потом начали дружно использовать наработки, которые остались от этого процесса.

Когда несколько лет назад я стал погружаться в вопрос стратегий, я понял, что это так же, как с иллюстраторами — у каждого свой стиль, и нет универсальной классной стратегии. Всё очень индивидуально. Тут вопрос в том, как увидеть в брифе, что нужен именно этот человек с этим стилем.

Например, есть стратег, которая очень здорово находит женские инсайты — так точно пишет, что все девочки начинают кивать головами. А есть тот, который может построить ROI-модель в сложной CRM-программе (он как раз из Великобритании). А есть хороший медийный стратег, который находит очень неожиданные тачпоинты и доказывает, что через них KPI будет эффективнее. Есть еще один, который очень круто строит сегментацию аудитории из TNS — анализирует, как и в каких digital-каналах существует каждый сегмент.

Когда ты смотришь, как работает каждый из них, у команды тоже сильно расширяется кругозор и улучшается понимание того, как можно решить тот или иной вопрос. Всё это звучит не так весело, как пригласить комика, но именно этому мы сейчас хотим научиться.

Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на digital@vc.ru.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru