Ученые разработают надувную тормозную оболочку для наноспутников: решение поможет очистить орбиту от мусора

22.03.2022, 10:47
Вопросы, связанные с очисткой орбиты Земли от мусора, становятся всё актуальней. Пока одни запускают новые космические аппараты, другие думают о том, как их потом спускать. Специалисты Московского авиационного института и АО «НПО Лавочкина» ведут совместную работу над экономичным, простым в изготовлении и использовании решением для увода космических аппаратов с низкой околоземной орбиты.
Московский авиационный институт МАИ

Речь про надувную тормозную оболочку сферической формы из тонкой металлизированной полимерной пленки. Основное назначение — спуск отработавших свой срок наноспутников Cubesat в атмосферу, где те будут сгорать. 

Однако разработка учёных способна «приземлять» и более масштабные конструкции, вплоть до космических станций, у которых температура сгорания некоторых деталей выше атмосферной. В связи с этим перед разработчиками встал ещё один вопрос: как совершить приземление в максимально приближенную к заданным параметрам точку.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

«Чем ниже орбита, тем плотнее атмосфера и тем больше на космический аппарат влияет закон всемирного тяготения. Это давно известный, ещё до космических полётов, факт. Однако, если аппарат падает естественным путём, то угол входа очень маленький, и диапазон места падения определить крайне трудно, — рассказал участник проекта, начальник студенческого космического конструкторского бюро «Искра» МАИ Сергей Фирсюк. — Сочетание надувных конструкций из тонких плёнок и навигации даёт возможность не только тормозить аппарат с целью увода его с орбиты, но и выбирать район падения». 

Изготавливают надувную тормозную оболочку специалисты сами. Для этого используют плёнку 5–12 микрон толщиной, которую склеивают по заранее заготовленной выкройке. 

Способ увода спутника с орбиты относится к пассивным методам борьбы с образованием космического мусора: спуск аппарата происходит за счёт сил аэродинамического торможения. Надувной модуль в форме шара складывается и размещается внутри космического аппарата. В сложенном виде — это маленький шарик диаметром не более 10 см. При раскрытии его диаметр становится равен 2 метрам. Посредством неоднократного надувания и сдувания устройства космический аппарат сбрасывает скорость и снижает высоту. Управляя этим процессом, можно приземлить аппарат точно в цель.

«Допустим, вы решили спустить МКС, которая находится на высоте около 420 км от Земли. В свободном полёте она в течение 1–1,5 лет будет постепенно проседать, а в затем спускаться по непредсказуемой траектории. Наличие таких устройств, как наше, позволило бы по технологии «надули-сбросили, надули-сбросили» сильно сузить район случайного падения. Это достигается за счёт того, что надувная конструкция увеличивает площадь объекта и, соответственно, силу его сопротивления»,  — отмечает учёный МАИ.

Однако вопрос масштабной коммерциализации проекта лежит в будущем. Сейчас многие говорят о необходимости очистки орбиты от космического мусора, но мало кто это делает. По мнению учёных, скоро наступит момент, когда каждый разработчик космического аппарата должен будет думать о том, как обеспечить «утилизацию» своего изделия.

Ученые уверены: их разработка будет более востребована для увода с орбиты кубсатов, чем активные методы борьбы с образованием космического мусора, такие как двигатель, лазер или плазменный пучок. Во-первых, это намного дешевле и не требует сложной системы управления. Таким способом можно было бы сводить с орбиты, не тратя топливо, любой объект. Во-вторых, импульс двигателем при скорости 150 м/сек даёт угол входа в атмосферу 1,5 градуса, и точность района, куда упадёт аппарат, намного шире, чем при использовании надувной тормозной оболочки. Наконец,  разработка учёных позволит эксплуатировать космические аппараты до полного отказа. 

Впереди у разработчиков вакуумные испытания и проведение реального эксперимента — запуск кубсата с раскрытием на высоту 400–200 км.

©  Популярная Механика