Ученые полагают, что причиной отсутствия воды на поверхности Марса может быть не только солнечный ветер

13.12.2021, 09:49
Исследователь из Университета Джорджа Мейсона предположил, что взаимодействие верхних слоев атмосферы с солнечным ветром не может полностью объяснить потерю поверхностной воды на Марсе.
Алена Ядвичук
Ученые полагают, что причиной отсутствия воды на поверхности Марса может быть не только солнечный ветер

На пропажу воды с поверхности Марса могло повлиять три основных фактора: инерционно-гравитационные волны, конвекция и пылевые бури

Важно отметить, что речь идёт не о тех гравитационных волнах, которые исследует коллаборации LIGO и VIRGO. В исследовании говорится о инерционно-гравитационных волнах в неравномерной жидкости или газе. Они возникают в результате процессов наподобие землетрясений, движения тектонических плит и прочих процессов.

Ученые-планетологи сходятся во мнении, что на поверхности Марса когда-то было много воды. На текущий момент считается, что поверхностная вода медленно уходила в космос в виде водорода в течение миллиардов лет — молекулы воды разрывались на части под воздействием солнечного света в нижней части марсианской атмосферы, в результате чего водород из воды улетучивался в космос. Возможно, всё не так просто.

Недавние эксперименты показали, что вода в марсианской атмосфере могла быть перенесена непосредственно в верхние слои атмосферы, где она была бы разорвана на молекулы. Это значит, что какой-то процесс в нижних слоях атмосферы должен был «подтолкнуть» воду в верхние слои атмосферы. Учёный предполагает, что это могло быть сочетание конвекции и пылевых бурь или инерционно-гравитационных волн.

По словам исследователя, последние данные с марсианских зондов показывают, что вода все еще уходит в космос. В основном это происходит во время марсианского лета, когда на планете также наблюдаются глобальные пылевые бури. Такие пылевые бури могли сыграть свою роль в циркуляции водорода после отделения от молекул кислорода солнечной радиацией. Инерционно-гравитационные волны, распространяющиеся вверх, могли сыграть роль в выталкивании воды вверх.

Исследование опубликовано в журнале Science.