Тепло не нужно: открыта новая причина испарения воды

Для испарения воды ученые использовали лабораторное устройство, которое излучало лазерный свет на жидкость
Для испарения воды ученые использовали лабораторное устройство, которое излучало лазерный свет на жидкостьИсточник: Bryce Vickmark / newatlas.com

Вода испаряется при повышении температуры — это общеизвестный факт. Но это не все. Команда из Массачусетского технологического института обнаружила,  что есть еще один фактор. Их открытие поможет раскрыть давние загадки атмосферы и, возможно, приведет к будущим технологическим достижениям, пишет New Atlas.

Ученые узнали, что света в видимом спектре достаточно для того, чтобы молекулы воды отделились от поверхности, где они соприкасаются с воздухом, и улетели прочь. Другими словами, вода может превращаться в пар под действием световых лучей, а не только из-за колебаний температуры.

Наблюдаемый процесс назвали «фотомолекулярным эффектом» в честь фотоэлектрического эффекта, объясненного Эйнштейном в 1905 году. Его суть в том, что частицы света могут высвобождать электроны из атомов материала, на который они воздействуют.

Крупный план лазерного устройства для испарения воды
Крупный план лазерного устройства для испарения водыИсточник: Bryce Vickmark / newatlas.com

«Обнаружение испарения, вызванного светом, а не теплом, дает новые революционные знания о взаимодействии света и воды, — говорит Сюлин Руан, профессор машиностроения в Университете Пердью. — Это позволит нам лучше разобраться в том, как солнечный свет взаимодействует с облаками, туманом, океанами и другими естественными водоемами, влияя на погоду и климат». Он также отметил, что открытие может применяться в системах высокоэффективного опреснения воды.

Исследователи Массачусетского технологического института провели 14 различных проверочных экспериментов, которые подтвердили верность наблюдаемого опыта. Они провели эксперименты с использованием лазерного света и обнаружили, что самые сильные эффекты испарения возникают, когда свет, поляризованный особым образом, известным как поперечная магнитная поляризация,  попадает на поверхность воды под углом 45°. Эффект также был сильнее при зеленом свете, что удивило команду, поскольку именно этот цвет «делает воду наиболее прозрачной, поскольку она меньше всего с ним взаимодействует».

«Наблюдения в исследовании указывают на новый физический механизм, который фундаментально меняет наши представления о кинетике испарения, — комментирует Шеннон Йи, доцент кафедры машиностроения в Технологическом институте Джорджии. — Кто бы мог подумать, что мы все еще изучаем такую ​​повседневную вещь, как испарение воды?»

К исследователям уже обратились компании, которые считают, что фотомолекулярный эффект поможет их бизнесу. Известно, что одна из них хотела бы использовать его для сушки бумаги на фабрике, а другая — в производстве продуктов питания.

Ранее ученые открыли необычный способ добычи электричества. В этом случае тоже помогли эксперименты с водой.