«Создание летающих аппаратов — не самая трудная часть плана» — Как Uber собирается захватить пока несуществующий рынок летающих такси

Журналист Wired Алекс Дэвис написал о планах компании Uber по запуску летающих такси. В материале он рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются Uber и другие компании на пути к летающим машинам, и о том, как эти проблемы решают.

Редакция vc.ru публикует перевод материала.

Компания Uber менее чем за десять лет переосмыслила идею гибкой занятости и совершила революцию в американской индустрии такси. Недавно компания в Питтсбурге открыла парк беспилотных автомобилей, а сейчас планирует запустить ещё один стартап — небесное такси.

В течение ближайших десяти лет Uber намерена запустить Elevate — сеть летательных аппаратов с электрическим приводом и вертикальной посадкой. Этот амбициозный план изложен на 97 страницах. Пройдёт немного времени, и вместо того, чтобы долго ехать по трассе, вы сможете добраться из Сан-Франциско до Кремниевой долины за четверть часа — и всё это по цене наземного такси от Uber.

Речь идет не о том, что мы станем передвигаться и по земле, и по воздуху в машинах-амфибиях. Но идея Uber не менее фантастична — компания собирается поднять вас над перегруженными трассами и пробками мегаполисов.

Эта идея витала в воздухе с самого появления самолётов и автомобилей. Впервые она была описана в 1926 году в журнале Popular Science. Генри Форд собирался воплотить её едва ли не к 1940 году. И это именно та идея, которая сделает честь любому технологичному стартапу (в отличие от бесполезных приложений и надуманных услуг для инфантильных переростков).

Компания Uber полна решимости осуществить эту идею. Но «транспортный Голиаф» из Сан-Франциско вовсе не собирается проектировать и создавать летательные аппараты, он хочет лишь стимулировать рынок, объединив частные и государственные ресурсы для решения множества технических, организационных и инфраструктурных проблем, начиная с плотности аккумулятора и заканчивая сертификацией небесных такси. «Если удастся это сделать, — говорит Джефф Холден, директор по продажам Uber. — у нас будет всё, что нужно для нового способа передвижения».

Когда все кусочки пазла соберутся воедино, Uber сможет заняться своей обычной работой: регистрировать пилотов, наращивать клиентскую базу, консультировать по маршрутам и получать комиссионные.

«Чтобы это стало возможным в будущем, нужно пройти эту критическую точку сегодня, — говорит Холден. — Мы хотим ускорить развитие отрасли».

Взлёт

Хотите — верьте, хотите — нет, но создание летающих аппаратов — не самая трудная часть этого плана. Эксперты Uber предсказывают, что в ближайшие пять лет на рынке появится полностью электрический летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой, который сможет пролететь 150 миль со скоростью 240 км/ч с несколькими пассажирами на борту.

Эксперты авиации считают, что отрасль готова к появлению таких летательных аппаратов. Boeing и Airbus привнесли в коммерческую авиацию лёгкие композитные материалы и системы дистанционного управления. Для современного программного обеспечения управлять многочисленными пропеллерами беспилотных самолётов так же просто, как для вас — листать страницы на iPhone.

Компьютеры и электромобили продвинули вперёд аккумуляторные технологии, а Департамент энергетики США тратит на поддержку подобных исследований десятки миллионов долларов.

Холден описывает будущие небесные такси Uber Elevate как летательные аппараты с несколькими двигателями, которые будут парить на высоте в несколько тысяч футов и смогут подниматься в воздух с любой вертолётной площадки. Конечно, пока электромоторы не настолько мощны, чтобы заставить самолёт со 150 пассажирами лететь со сверхзвуковой скоростью. Но с меньшим весом и меньшей скоростью они вполне справятся.

Небесные такси смогут перевозить довольно большой груз, поскольку каждый пропеллер способен поднять больше, чем весит сам, а использование электрического двигателя значительно упрощает (и облегчает) конструкцию аппарата. Дополнительным бонусом станет решение проблемы с шумом, ведь несколько маленьких пропеллеров работают гораздо тише, чем один большой.

У компании Uber много потенциальных партнёров. В прошлом году агентство NASA впервые запустило гибридный самолёт GL-10 Greased Lightning с десятью двигателями. Калифорнийская компания Joby Aviation планирует в течение ближайших пяти лет ввести в эксплуатацию двухместный полностью электрический летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой и 12-ю двигателями.

Электрический вертолет-мультикоптер Volocopter от компании e-volo будет готов к выходу на рынок к 2018 году (у него целых 18 пропеллеров). Пентагон вложил $89 миллионов в гибридный летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой Lighting Strike — уменьшенную копию своих более мощных предшественников от исследовательской компании Aurora Flight Sciences.

«Я думаю, всё будет происходить очень быстро, — говорит Том Элдег, директор департамента из Национального Института Авиационных исследований в университете города Уичито. — Хотя, конечно, проблем ещё много».

Парение

Что действительно может помешать небесным такси, так это старые как мир бюрократические препоны. «Самое трудное — это сертификация, — говорит Ричард Пэт Андерсон, директор Центра исследований полётов в Университете аэронавтики Эмбри-Риддл. — Речь идёт об инновационных технологиях, а слово «инновационный» — это последнее, что хотят услышать в Федеральном авиационном агентстве».

Сейчас у Агентства нет никакого механизма сертификации коммерческих летательных аппаратов с электрическим двигателем. Там никогда не выдавали сертификаты на гражданские самолёты с вертикальным взлётом, хотя агентство и рассматривало гражданский конвертоплан AW609 от AgustaWestland и вертолёт 525 от Bell.

По словам Андерсона, полуавтоматические самолёты, паркующиеся в аэропорту Сан-Франциско, не так сильно беспокоят Федеральное авиационное агентство, как новые летательные аппараты. Современные системы навигации не настолько сложны, как те, что потребуются для одновременного управляющия дюжиной пропеллеров.

bb8e75e84b103e.jpg

Тем не менее, Холден сохраняет оптимизм — в Федеральном авиационном агентстве уже существует система стандартов, основанная на консенсусе (принятии решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него никто не выступает — прим. ред.).

С середины 90-х годов Агентство разрешило частному рынку составлять правила управления новыми моделями летательных аппаратов, чтобы впоследствии корректировать и одобрять эти правила. Именно так был создан класс Light Sport Aircraft с его новыми проектами — такими, как сделанный из углеродного волокна гидроплан Icon A5 со складными крыльями.

Развитие электрических двигателей и полуавтоматического управления — это фундамент, позволяющий создавать жизнеспособные и безопасные летательные аппараты. Холден считает, что регламентирующие органы должны их одобрить: «Нам следует тщательно обдумать и внести свои предложения для создания такого стандарта».

Андерсон вторит ему: «Агентство способно сопровождать этот процесс, но пока они не могут даже представить, что все эти инновационные летательные аппараты появятся уже в 2021 году».

Горизонтальный полёт

Предположим, люди научились делать такие летательные аппараты, и Федеральное авиационное агентство дало разрешение на их использование. Допустим, FAA и NASA внедрили обещанную систему контроля воздушного трафика NextGen, и небесные такси не врезаются друг в друга.

Тогда Uber сможет реализовать свою задумку. Холден говорит, что компания закупит необходимую технику и наймёт штат пилотов, которые будут ей управлять, либо начнёт сотрудничать непосредственно с производителями. Безусловно, сегодняшняя модель организации такси Uber, когда люди перевозят пассажиров на своих личных машинах, здесь не подойдет. Владеть самолётом — дорогое удовольствие.

Никто не сомневается, что Uber найдёт пассажиров и пилотов, желающих заработать. Гораздо сложнее будет получить разрешение у местных властей — тем более, что у компании не слишком удачный опыт отношений с регулирующими организациями (и не только из-за такси). В январе 2016 года в штате Юта Uber вынуждена была свернуть рекламную кампанию вертолётных услуг после того, как чиновники заявили, что полёты нарушают ритм жизни округа и представляют угрозу для безопасности жителей.

Следующие несколько лет Холден готовится провести, убеждая местных законодателей в том, что они должны воспринимать летающие такси как способ сократить заторы на дорогах. Это в самом деле неплохой аргумент.

«Рынок для таких «полётов по требованию» действительно существует, и он во многом обусловлен именно дорожными пробками, — говорит Р. Джон Хэнсмен из Международного центра воздушного транспорта. — И если городские власти не сразу оценят небесные такси, есть надежда, что сами жители начнут требовать, чтобы их доставляли на место работы на таком необычном транспорте».

В отличие от других футуристических форм высокоскоростных перевозок (таких как поезда на магнитной подвеске или вакуумный Hyperloop) большинство американских городов уже сегодня обладает инфраструктурой, позволяющей запустить летающее такси. В Соединённых Штатах насчитывается около шести тысяч вертолётных площадок, причём большинство из них находятся в частной собственности. Всё, чего им не хватает, — это розетки для подзарядки электрических летательных аппаратов.

«Фундаментальная проблема всех транспортных решений связана с отсутствием инфраструктуры, — комментирует проект Elevate Марк Мур, главный технолог NASA по мобильным перевозкам. —, но здесь-то этой проблемы нет. По-моему, это отличное и очень гибкое решение».

Холден думает, что небесные такси Uber Elevate появятся чуть позже, чем через пять лет. Столько же времени уйдёт на развитие базы пассажиров и расширение сети маршрутов. Неужели нынешние клиенты Uber не захотят заплатить немного больше, чтобы не ехать, а лететь? Нам кажется, компания Uber не зря оценивается в $70 миллиардов.

Статьи по теме

©  vc.ru