Отношение к лицензионному ПО в России меняется в лучшую сторону

Проблема использования нелицензионного программного обеспечения является одной из актуальных проблем российского рынка ПО, являясь одним из основных сдерживающих факторов для его развития. Вместе с тем, недавние исследования, проведенные компаниями Softkey и МАСМИ свидетельствуют о возрастающем интересе к легальному ПО как со стороны частных пользователей, так и в корпоративном сегменте.

По данным экспертов, сейчас объем софтверного рынка в России составляет 3,5 млрд долл., что на 10% больше аналогичных показателей прошлого года. Как ожидается, положительная динамика продолжится и в 2011 году.

Основой для исследования стал опрос, проводимый интернет-супермаркетом Softkey на своем сайте и интервьюирование активных пользователей интернета компанией МАСМИ. В опросах приняли участие более 14 тысяч домашних пользователей, а также около 3 тысяч корпоративных заказчиков.

Согласно данным проведенного исследования, в 2010 году количество пользователей лицензионных программ среди посетителей softkey.ru возросло до 53%. Прошлогодние показатели зафиксировали менее 30% пользователей, предпочитающих лицензию пиратской версии софта. В корпоративном сегменте за минувший год число пользователей лицензионного ПО увеличилось более чем в полтора раза и составляет 72%.

По мнению исследователей Softkey, одной из причин увеличения числа добросовестных пользователей является улучшение финансового состояния покупателя. Вместе с тем, легальный софт стал доступнее, а у пользователя продолжает формироваться ощущение того, что купить программу в магазине легче и эффективнее, чем тратить время на поиск пиратской версии или "взламывать" ее самостоятельно. Эксперты также отмечают, что бизнес начал обретать все больше уверенности после финансового кризиса, следствием чего стало увеличение ИТ-бюджетов, в том числе и на закупку авторского ПО.

Исследование центра маркетинговых исследований МАСМИ подтверждает тенденцию в сторону увеличения доли лицензионного софта. Как отмечается, главным аргументом для пользователей служит гарантия качества и наличие технической поддержки. Лишь 17% руководствуются своими принципами. 59% опрошенных юридических лиц и вовсе не видят в своих компаниях места пиратскому ПО. Оставшиеся 40% делят между собой разное отношение к лицензиям. И лишь 1% считают, что бесплатный нелицензионный софт выгоднее.

Эксперты Softkey отмечают, что приоритеты пользователей, совершающих покупки ПО в интернете, не претерпели существенных изменений. Тройку лидеров составляют антивирусные программы, операционные системы и игры. Большую часть корпоративных покупателей ПО в сети составляют представители малого и среднего бизнеса. В общем объеме продаж их доля, как и в 2009 году, составляет примерно 70%.

В 2010 году произошли существенные изменения в отношении к интернет-технологиям для оплаты покупок. В Softkey отмечают, что в текущем году традиционные способы оплаты стали отодвигаться на второй план. Если раньше почти треть покупателей Softkey совершали денежные переводы через банки, предоставляя банковские квитанции как подтверждение оплаты, то сейчас их число существенно сократилось. Лишь 19% всех покупок оплачиваются прежними схемами. Зато 42% совершены с использованием банковских карт, еще чуть менее 30% - с помощью электронных способов оплаты.

©  @Astera