Сказка про «русскую Alibaba»: почему Россия не готова к появлению единого агрегатора онлайн-магазинов

Летом 2017 года Минэкономразвития обещает запустить проект «русской Alibaba» — интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж. Платформу планируется интегрировать с китайскими AliExpress и JD и американскими eBay и Amazon.

Директор по развитию агрегатора служб доставки Shiptor в России Андрей Лямин написал для vc.ru колонку, в которой объяснил, почему у государства, скорее всего, не получится создать «русскую Alibaba» и почему проект может получиться у частных предпринимателей.

b421ecce1bc178.jpg

Российское государство периодически берется за задачи, с которыми ему объективно сложно справиться. Среди неутомимых (и пока не слишком успешных) попыток выйти за пределы своих компетенций — создание «русского айфона», государственного поисковика, отчасти — системы «Глонасс», которая, по сути, нужна для оборонки.

Площадки, подобные Alibaba, eBay, Amazon, уже пробовали создавать «сверху» разные государства, но попытки эти не увенчались успехом. Все вышеперечисленные компании — частные, то есть появились благодаря таланту и упорству отдельных предпринимателей, а не целого государства.

Проект же, подобный Alibaba, очень амбициозный и очень сложный. Государству, если оно все-таки решится на реализацию, скорей всего придется найти коммерческую компанию, которая возьмет на себя все расходы и сопутствующие риски. Вполне возможно, что уже сейчас есть проект, который в ближайшем будущем «выстрелит», привлечет инвестиции и станет тем самым единым агрегатором.
Но если такой игрок есть, то о нем пока ничего неизвестно.

На российском рынке работают несколько довольно крупных площадок, которые объединяют производителей и продавцов: Tiu.ru, «Пульс цен» и другие. Правда, всем им не хватает инструментов для работы с ecommerce. Почему бы не инвестировать в лучшую площадку, а не строить свою «Алибабу» с нуля? Но опять же, даже если государство начнет вкладывать огромные деньги в подобный проект, не факт, что заниматься будут им люди, которые знают, как строить такие площадки.

В предпринимательстве, как и жизни, нет готовых рецептов успеха, тут нужно учиться на практике и на собственных ошибках. В России просто нет проектов подобного масштаба и сложности, то нет и людей с необходимым опытом и навыками. Поэтому высок шанс, что получится согласно известному крылатому выражению «хотели, как лучше, а получилось как всегда»: кривой дырявый проект, в который вбухано огромное количество государственных денег, сил, и времени.

Представим, что прямо сейчас какой-то проект «выстрелит», и получит огромные инвестиции. Чтобы выйти на мировой рынок, ему понадобится 5–6 лет. Почему так долго? Посмотрите на логистическую инфраструктуру в стране. У нас очень сложно реализовать логистику даже для одного магазина.

А если вы сейчас захотите объединить разных продавцов в разных регионах — «Почта России» вам в помощь. Современного инструмента, альтернативной «Почте» инфраструктуры для забора товара в регионах сейчас практически нет, и для ecommerce это считается фантастическим уровнем сервиса. Сначала должна появиться удобная логистика внутри страны, и только потом можно будет задумываться об экспорте.

В принципе, Alibaba.com — хороший пример, на который нужно ориентироваться. Но нужно понимать, что по своей сути — это информационный сайт, на котором пользователь может списаться с продавцом, уточнить нужные параметры товара, и только потом уже оплатить покупку.

Там есть продавцы, у которых можно сразу купить товар, и Alibaba в этом случае делает арбитраж продаж. При этом параллельно китайская компания развивает другой свой сайт — 1688.com, b2b-площадку для «отборных» продавцов, где есть «бай-ит-нау».

В идеале, в России должны пойти по тому же пути: сначала должен появиться крупный проект информационного характера, потом должна появиться оплата на этом же сайте, потом доставка по стране и потом уже экспорт. А говорить о том, что товары с этой площадки пойдут на Amazon, Alibaba или на другие мировые маркетплейсы — более чем преждевременно. Это совсем другая история. Это космос.

И даже если представить, что логистика в России выйдет на качественно необходимый уровень, останется много препон для появления заявленного агрегатора. Например, придется весь экспорт, всю таможню полностью перевести в электронный документооборот. Но и эта задача кажется хоть и сложной, но не невозможной.

Самое, пожалуй, главное — это общее состояние экономики. При благоприятных для предпринимателей условиях площадки-агрегаторы появятся в России естественным путем, а не по указке сверху. Сейчас же заявления о том, что через новый маркетплейс на экспорт будут отправляться российские товары, маркированные российским знаком качества, вызывают в лучшем случае недоумение.

В России практически нет брендов, которые заявили о себе на весь мир. Недавний провальный опыт продажи российской одежды на том же Aliexpress.com — лишнее тому подтверждение. Чтобы российской текстильной промышленности конкурировать хотя бы с китайской, нужно слишком много преобразований.

При этом в некоторых нишах, таких, как бытовая техника и электроника, Россия безнадежно отстала. А ведь одежда и электроника — самые популярные и самые объемные категории в ecommerce. Да, есть отдельные российские нишевые продукты — некоторая косметика, продукты питания и товары ремесленников, которые пользуются небольшим спросом в мире, но не более того.

Да, создание «единого агрегатора» на рынке ecommerce — задача очень актуальная. И в ближайшие два-три года такой проект должен появиться, но работать он должен сначала на внутрироссийском рынке. Этот рынок достаточно большой, но при этом совсем не развит, так что здесь есть, куда двигаться. Собственно, по такому пути шли и все зарубежные агрегаторы: от локального сервиса до масштабирования на мировой рынок. И российский проект или проекты должны быть частными, а не государственными. У государства есть много других дел, которые требуют внимания и инвестиций.

Статьи по теме

©  vc.ru