Секреты “Белого лебедя”: первый полет мощнейшего российского бомбардировщика Ту-160

24.02.2022, 19:28
Скоростной, высотный, универсальный — построенный полностью с нуля стратегический ракетоносец Ту-160, или, как его еще называют в воздушно-космических силах за цвет и грацию, «Белый лебедь», совершил первый полет в небе Казанского авиазавода. События ждали семь лет — с тех пор как президент Владимир Путин принял решение о возобновлении строительства стратегических ракетоносцев. За это время надежда то возвращалась, то исчезала: российский авиапром далек от возможностей советского. Поэтому появление первенца министр обороны Сергей Шойгу назвал настоящей победой.
Дмитрий Литовкин
Секреты «Белого лебедя»: первый полет мощнейшего российского бомбардировщика Ту-160
Вадим Савицкий, Минобороны РФ

Советский уникум

«Белый лебедь» совершил первый полет в 1987 году. Для своего времени бомбардировщик получился настолько уникальным и сложным, что на вооружение его приняли только в 2005-м. За это время в ВВС сменились четыре главкома Дальней авиации. Было построено 36 самолетов. Большинство из них к моменту развала СССР базировались на Украине. При дележе наследства Союза России отошли 14 ракетоносцев, остальные были порезаны в рамках программы по уменьшению ядерной опасности Нанна — Лугара (в честь американских сенаторов Сэмьюэла Нанна и Ричарда Лугара) на деньги Пентагона.

Ту-160 – один из самых красивых и смертоносных самолетов в истории авиации.
Ту-160 — один из самых красивых и смертоносных самолетов в истории авиации.

Оставшиеся в Воздушно-космических силах России бомбардировщики продолжили службу, но с нюансом: они несли «опытно-боевое» дежурство. Стратегическая система — главный резерв верховного командования — не была принята на вооружение. А значит, ни конструкторы, ни десятки тысяч других специалистов, причастных к созданию уникального авиакомплекса Дальней — Стратегической авиации, не получили премий и наград. Судьбу машины, как это часто бывает в России, решил лично президент, совершив на бомбардировщике боевой вылет. 

Сергей Шойгу говорит, что Ту-160 — «уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности». Это подтверждают не только российские эксперты, но и их американские оппоненты. Причем данный факт обсуждается в контексте не столько времени создания самолета (1981 год), сколько именно технических решений, заложенных в бомбардировщике. 

Например, фюзеляж машины выполнен из алюминиевых сплавов с применением титана. Стреловидность крыла изменяется в диапазоне от 20 до 65 градусов, что обеспечивает 270-тонному гиганту возможность совершать полет как на минимальных скоростях, так и на сверхзвуке. Самолет с легкостью поднимается в стратосферу; для летчиков даже создан специальный высотный костюм, напоминающий скафандр космонавтов. Благодаря такому маневру машина способна оторваться от истребителей противника, а заодно стать недосягаемой для систем ПВО. На бомбардировщике имеется система дозаправки в воздухе. 

Буквально на днях Минобороны отчиталось, что два ракетоносца Ту-160 выполнили плановый полет над нейтральными водами акваторий Северного Ледовитого океана, Баренцева и Белого морей продолжительностью около 13 часов. Летали наши бомбардировщики и в Венесуэлу, несли боевое дежурство в Индийском океане, а совсем недавно — и в небе Беларуси. Прицельно-навигационный комплекс самолета обеспечивает автоматический полет машины и ее боевое применение в любое время суток и при любой погоде на скорости 1–2 тыс. км/ч. При этом «Белый лебедь» может лететь на высоте от 50 до 200 м и полностью самостоятельно огибать рельеф местности. И это технологии начала 1980-х годов! За выполнение подобного маневра в самолете отвечают 100 цифровых процессоров. 

Кстати, на «Лебеде» впервые в советской авиации был применен принцип электродистанционного управления. То есть вместо привычного штурвала там ручка управления — проще говоря, джойстик. Сегодня эту систему называют Fly-by-wire, «полет по проводам». В российской боевой и гражданской авиации она стала массово применяться всего несколько лет назад.

На Ту-160 впервые в советской авиации был применен принцип электродистанционного управления, а вместо привычного штурвала здесь джойстик.
На Ту-160 впервые в советской авиации был применен принцип электродистанционного управления, а вместо привычного штурвала здесь джойстик.

С дальним прицелом

Решение возобновить производство Ту-160 фактически было принято по итогам сирийской кампании. 

В 2015 году самолеты впервые получили реальные боевые задачи. До этого времени они рассматривались исключительно как средство нанесения ядерного удара по противнику и не привлекались к выполнению других миссий. Оказалось, что за время «опытно-боевого» дежурства ракетчики уже подсуетились. В дополнение к стратегической крылатой ракете Х-55 с ядерной боеголовкой в легендарном КБ «Радуга» (входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение», член Союза машиностроителей России) были созданы сразу две новые дальнобойные неядерные подельницы — Х-555 и Х-101. 

На предшественницу Х-555 похожа только внешне. У новой ракеты изменены двигатель, головка самонаведения и боевая часть. Благодаря применению дополнительных топливных баков серьезно увеличилась и дальность полета: по некоторым данным, она составляет около 3,5 тыс. км. В движении Х-555 может не только менять высоту, но и лететь над поверхностью земли, огибая рельеф. На цель ракету выводит головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой системы навигации GPS/ГЛОНАСС. 

Вместо компактного 130-килограммового ядерного заряда, как на Х-55, здесь может быть установлена бронебойная, кумуятивная, осколочная или фугасная боевая часть массой не менее 350 кг. Полетное задание вводится в ракету еще на аэродроме. Оно же загружается в автопилот бомбардировщика, а люди после пуска ракеты просто контролируют его выполнение. 

Про Х-101 известно меньше. Внешне эта ракета серьезно отличается от пары Х-55/Х-555. Формы ее фюзеляжа более современные — расплющенные. Есть информация о том, что фугасная боевая часть весит почти полтонны. Существует и машина со спецбоеголовкой Х-102, но ее пока никому не показывали. Обе ракеты способны поразить цель на расстоянии 5,5 тыс. км с точностью 7–8 м. Самолет может нести 12 таких ракет.

Ведущий аналитик международного Института стратегических исследований в Лондоне Барри Дуглас в интервью британскому Forbes отметил: «Даже базовая Х-101 позволит Blackjack (натовское обозначение Ту-160 — Прим. авт.) поражать любую цель в Европе, оставаясь глубоко в российском воздушном пространстве» — то есть работать, не входя в зону поражения систем ПВО и истребительной авиации Североатлантического альянса. А это делает российские бомбардировщики крайне опасным оружием.

270-тонный гигант может совершать полет как на минимальных скоростях, так и на сверхзвуке, а также с легкостью подниматься в стратосферу.

Феникс из пепла

Возобновление производства Ту-160 — знаковое событие. 

Для Москвы оно станет новым аргументом в разговоре о гарантиях взаимной безопасности с США и НАТО: до последнего времени в Вашингтоне и Брюсселе считали, что уже победили в холодной войне и теперь могут диктовать условия нового миропорядка. Появление новых Ту-160 превратило это убеждение в заблуждение — собственно, Сирия это и показала. 

На сегодняшний день только у ВКС России имеются на вооружении стратегические ракетоносцы межконтинентальной дальности, способные разгоняться до скорости, более чем вдвое превышающей звуковую. Американский B-1A из-за технических трудностей так и не вышел на расчетную скорость 2,2 М. Спасая программу разработки перспективной машины, американские конструкторы пожертвовали высотно-скоростными характеристиками в пользу снижения радиолокационной заметности — так появился трансзвуковой (1,25 М) B-1B. А сегодня ставка делается исключительно на «стелс» — дозвуковой стратегический бомбардировщик B-21 Raider, малозаметный носитель универсальных крылатых ракет нескольких типов, включая дальнобойный низколетящий BGM109 Tomahawk. На фоне Ту-160, который в перспективе получит гиперзвуковые ракеты, американская программа выглядит слабой. 

Критики могут сказать, что Ту-160 спроектировали в прошлом веке, чем тут гордиться? Однако при сохранении внешнего изящества машина глобально изменилась внутренне: бортовые системы и оборудование обновлены на 80%. Вице-премьер Юрий Борисов отметил, что для самолета были созданы новые цифровые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, установлены современная бесплатформенная инерциальная система (электронно-механический прибор, позволяющий без данных спутниковой навигации и подсказок с земли выполнять боевое задание и возвращаться на аэродром базирования), комплекс радиоэлектронной борьбы, а также система управления вооружением. При этом на Ту-160 реализована концепция интегрированной модульной авионики, что позволит использовать новое электронное оборудование в зависимости от появления современных систем вооружения, а также применить имеющиеся приборы и в перспективном комплексе дальней авиации ПАК ДА. 

Выкатка нового Ту-160 из ангара Казанского авиазавода.
Выкатка нового Ту-160 из ангара Казанского авиазавода.

В ходе налаживания производства «Белого лебедя» было решено еще несколько глобальных задач. Первая — восстановление технологии вакуумного отжига, сварки и сборки узлов из титановых сплавов. Именно она позволила изготовить «хребет» машины — 20-метровую титановую балку центроплана. Кроме того, возобновлен выпуск двухконтурных двигателей НК-32. Обновленный мотор, как и его предшественник, созданный в 1970-х годах, получил индекс »02»; он по-прежнему совмещает ракетный и реактивный принципы создания тяги, хоть и сделан на современном оборудовании с современными подходами к качеству и точности сборки. «Конкурентов у НК-32–02 нет. Двигателей с форсажной камерой в таком классе тяги в мире просто не существует. В этом вопросе нам даже соперничать не с кем — только с самими собой. 

Принципиальная разница с первым НК-32 состоит в том, что двигатель теперь оптимизирован по аэродинамике газовоздушного тракта, а его масса снижена. Но главное — уменьшен удельный расход топлива, что при прочих равных позволяет самолету летать на большие расстояния», — рассказал генеральный конструктор «ОДККузнецов» Павел Чупин. Иными словами, модернизированный НК-32–02, сохранив компактность предшественника, стал на 10% экономичнее, что позволило увеличить дальность полета стратегического ракетоносца почти на 1 тыс. км. При этом в режиме сверхзвукового полета он способен находиться до двух часов. Сам НК-32 и его узлы уже применяются не только в военной, но и в гражданской продукции: на базе двигателя и его прототипов создаются силовые установки, используемые в газопроводах для транспортировки газа и электрогенерирующих машинах. 

Вторая проблема, без решения которой Ту-160 никогда бы не взлетел, — механизм изменения стреловидности крыла. Технология его изготовления после развала Союза была утрачена, именно поэтому восстановление производства данного узла вызвало такую радость Сергея Шойгу.

Сегодня в Минобороны говорят, что серийный выпуск машин начнется в 2023 году, при этом военное ведомство планирует приобрести не менее 50 таких ракетоносцев. Ну и последний штрих к портрету героя. Глава Объединенной авиастроительной компании Юрий Слюсарь заявил, что на базе Ту-160 планируется создать пассажирский сверхзвуковой бизнес-джет. Об этом не раз говорил и президент Владимир Путин. Как и Ту-160, новая машина станет летать со скоростью более 2 тыс. км/ч — от Москвы до Владивостока можно будет добраться всего за четыре часа. Как знать, может, такой самолет еще и в ближний космос поднимется, создав конкуренцию разработкам Ричарда Брэнсона и Илона Маска?

Только ВКС России имеют на вооружении стратегические ракетоносцы межконтинентальной дальности, способные разгоняться до скорости, более чем вдвое превышающей звуковую.

Конкурентов у НК-32-02 нет. Двигателей с форсажной камерой в таком классе тяги в мире просто не существует. В этом вопросе даже соперничать не с кем – только с самими собой.
Конкурентов у НК-32–02 нет. Двигателей с форсажной камерой в таком классе тяги в мире просто не существует. В этом вопросе даже соперничать не с кем — только с самими собой.

©  Популярная Механика