Вашим бизнесом правит случай?

От организации, которую вы применяете для управления процессами своего бизнеса, может зависеть все, особенно в нынешние непростые времена, считает Клайв Лонгботтом из Quocirca.

Исследование, проведенное Quocirca для компании Oracle, показало, что качество управления эффективностью предприятия (EPM) - искусство или даже наука по созданию, мониторингу, оценке и оптимизации бизнес-процессов - лучше всего можно описать как "сносное".

Очень немногие компании пользуются помощью специалистов из производственно-сбытовой цепочки среди своих поставщиков и заказчиков, предпочитая держать все "умы" в своей организации.

Так как же компания может гарантировать, что эти производственно-сбытовые цепочки оптимизированы, если поставщики и заказчики отрезаны от процесса принятия решений? По данным исследования, только 13% респондентов имеют соответствующие технологии, а их поставщики участвуют в обсуждениях по поводу повышения качества процессов.

Более того, лишь немногие предприятия поощряют инициативу своих сотрудников делиться идеями о том, как организации усовершенствовать свои процессы. Это может быть связано с опасениями по поводу сохранения безопасности в компании, когда люди не хотят делиться информацией с теми, кто не отвечает за безопасность подобной информации.

Компаниям необходимо понять, что если информацией владеют лишь несколько человек, то это ведет не к конкурентному знанию, а к огромным "дырам" в процессе принятия решений. Чем больше будут открыты информационные потоки компании, тем больше идей в них вольется, и тем лучше можно будет оптимизировать процессы.

В ходе исследования было выяснено, что менее 25% опрошенных уверены в том, что они применяют соответствующие технологии для успешного вовлечения заинтересованных лиц в процесс принятия решений.

Только 17% респондентов полагают, что доступных им ресурсов достаточно для получения ясной картины о ситуации на рынке, и лишь 12% понимают, что у них имеются большие возможности, дабы оценить, будет ли их продукт или услуга успешны на рынке.

Это означает, что более 80% опрошенных действуют наугад, представляя новые продукты или услуги - у них нет достаточных знаний ни о рынке, ни о конкурентной среде, ни о том, как им надо работать.

Несомненно, самым главным результатом исследования явилось то, что были обнаружены огромные разрывы между различными процессами EPM. Например, шесть областей, которые затрагивал опрос (круг заинтересованных лиц, модель рынка, бизнес-модель, бизнес-план, бизнес-операции и бизнеc-результаты), 30% респондентов считают абсолютно независимыми и полагают, что с каждой из них следует работать отдельно.

Более половины опрошенных понимают, что эти области взаимосвязаны и нуждаются в четком централизованном подходе и управлении. Большинство респондентов считают, что необходимость компоновки - дело хорошее, и лишь немногие полагают, что об этом не стоит волноваться.

В спокойные времена на рынке многие эти проблемы скрыты: когда доходы настолько высоки, то плохая работа не имеет значения. Но как только наступают тяжелые времена и инструкции, поступающие сверху, звучат как "делай больше с меньшими усилиями", такие пробелы в производительности становятся все более очевидными.

Яркий тому пример - ситуация в финансовом секторе. В годы царствования высокой конъюнктуры от принимаемых автономно решений просто отмахивались - прибыли были большие, поэтому вопросов никаких не возникало. Но когда начались первые проблемы, встал вопрос: а как же это все делается? Что случилось? И как с этим справиться сейчас?

Отсутствие способности разобраться, что же произошло, привело к тому, что банки становятся банкротами, их приватизируют, и они попадают под управление и контроль со стороны Центробанка. Если бы применялись соответствующие инструменты и технологии, то такая ситуация вряд ли бы возникла сразу, а проблему бы сейчас было легче определить и исправить.

Можно, конечно, возразить, что это касается только банков, а ваш бизнес никогда не окажется в подобном положении! Однако многие организации сейчас оказались без соответствующих кредитных линий, лицом к лицу с поставщиками, которые испытывают затруднения, и с заказчиками, которые стали предъявлять более жесткие условия. Но если на все эти проблемы раньше можно было не обращать внимания, то сейчас они запросто могут привести компанию к банкротству.

Следовательно, умение оценить и понять, как вы работаете в сегодняшних условиях рынка, с определенной продукцией и на фоне имеющихся конкурентов, а также как работают ваши поставщики и заказчики, становится уже не просто умением, "которое неплохо было бы иметь", а насущной необходимостью.

Компании могут сделать гораздо больше для исправления ситуации, и для этого не нужны огромные инвестиции. Конечно, максимальное использование технологических систем и бизнес-аналитики поможет собрать, отфильтровать и презентовать информацию таким образом, что это сделает процесс принятия решений более эффективным.

Но самое сложное - это сесть и пересмотреть различные процессы, используемые внутри и вне компании, и ее производственно-сбытовые цепочки. Только тогда их можно более эффективно оптимизировать, создав логически последовательную и связанную систему.

©  @Astera