Путешествие во времени: несколько способов оживить прошлое с помощью VR

30.09.2021, 15:31
Историческая реконструкция — интересная тема, которая привлекает молодёжь и взрослых. Множество людей собирается вместе, чтобы разыграть очередную баталию разных эпох: от Римской Империи до Великой отечественной войны.
VR CORP
Путешествие во времени: несколько способов оживить прошлое с помощью VR
Леонид Прокопчук, Flickr

История, которая вдохновляет

Этот интерес активно используется и в отрасли компьютерных игр. Например, в игре Origins из известной серии Assassin«s Creed отдельно добавлен режим исследования, который даёт возможность свободно исследовать мир Древнего Египта вместе с виртуальным гидом, углубляясь в особенности его истории, культуры и традиций.

Погружение в историю с интересным сценарием оценено игроками на сумму свыше 119 млн долларов. По статистике онлайн-сервиса компьютерных игр Steam,  Assassin«s Creed Origin скачали и установили свыше 2 млн игроков, купив её по средней цене в $59,99. Только вдумайтесь: геймеры платят порядка 4 тысяч рублей за урок истории Древнего Египта!

Скриншот из игры Assassin’s Creed Origin
Скриншот из игры Assassin«s Creed Origin Assassin«s Creed Origin

История, которая утомляет

А теперь вспомните уроки истории в школе или момент, когда вы последний раз посещали экспозицию в каком-нибудь краеведческом музее. А случалось ли вам сидеть над средневековыми томами или картами в библиотеке?

Если вам не повезло так же, как автору этой статьи, то ваши уроки истории были перечислением сухих фактов со страниц учебника, с вынужденной необходимостью «зубрить» даты. У музеев и библиотек, обладающих потрясающими историческими коллекциями, если иная проблема: отсутствие возможности взаимодействовать с предметами коллекций, надёжно спрятанных за толстым стеклом. От этого они становятся также скучны, как фотографии на страницах учебника.

Почему история так важна?

Всем известна крылатая фраза: «Победитель пишет историю». А это значит, если побеждённый народ не был стёрт с лица земли, то у него есть своя версия происходивших событий. И с учётом многовекового бурлящего мирового котла победителей и побеждённых, почти у каждого народа есть свой взгляд на прошлое.

Например, широко известна дискуссия о том, кто внёс больший вклад в победу во Второй мировой войне. Всё русские убеждены, что это, конечно же, Советский Союз. В ответ жители США скажут, что именно их нормандская операция и последующее продвижение в Европу преломили ход войны.

В конечном итоге в этой битве двух мнений победит тот, кто обладает большей памятью об исторических деталях. Если вы знакомы с легендарными сериями игр Medal of Honor, Call of Duty или Brother in arms, то каждая военная операция от «дня Д» до переправы через Рейн у вас буквально отпечаталась в голове со всеми тактическими подробностями.

Скриншот из игры Call of Duty 2
Скриншот из игры Call of Duty 2 Call of Duty 2

С учётом того, что в компьютерные игры в основном играет молодёжь, можно сказать, что, начиная с 2000 годов, уже несколько поколений выросло на лучшем знании американской военной кампании, чем своей собственной. Для примера ответьте на вопрос: что вы знаете о роли пляжа Омаха в американской военной кампании, и что вы знаете о роли Можайска в военной кампании Советского Союза?

Именно поэтому так важно использовать современные инструменты культурного досуга, чтобы не дать забыть о своей истории. Один из таких впечатляющих инструментов сегодня — виртуальная реальность.

Историческая реконструкция в виртуальной реальности 

Виртуальная реальность — самый впечатляющий медиаформат, который предлагает полное погружение происходящие события, давая возможность наблюдать за ними от первого лица.

Архитектурная реконструкция

Во многих городах России есть частично или полностью уничтоженные архитектурные объекты, история которых значима для города. В таких случаях реставрационные работы или излишне дорогие или попросту невозможны. Тогда на помощь приходит виртуальная реальность.

Например, в Твери воссоздали в виртуальной реальности целый архитектурный комплекс Тверского кремля: крепостные стены, башни, оборонительные укрепления, княжьи хоромы. Экскурсия в виртуальной реальности доступна для посетителей прямо на месте.

Изображение из приложения взято с сайта https://vesti-tver.ru/
Архитектурный комплекс Тверского кремля Россия 1, кадр из приложения

Реконструкция для демонстрации музейных экспонатов

В музейных центрах за стеклом находится множество предметов, использование которых представляет собой большой интерес. Конечно, это оружие и техника. Установив рядом аттракцион виртуальной реальности с наглядной демонстрацией применения этих предметов, можно многократно повысить интерес посетителей.

На сайте «Популярной Механики» уже выходил материал об одном из таких проектов — «Ураганный экшен о приключениях советских военных мотоциклистов в виртуальной реальности» — созданном для демонстрации возможностей и применения мотоцикла ИМЗ М-72 и пулемёта ДП-27.

Разработчик этого приложения — компания VR CORP завершила следующий проект этой серии, на этот раз посвящённый применению пистолета-пулемёта Шпагина (ППШ).

Андрей Терёхин, директор компании VR CORP:

«В первом проекте у нас была довольно сложная комплексная задача: показать поездку на мотоцикле М-72 с прикреплённым на коляске пулемётом ДП-27. Для этого мы проработали очень интересный сценарий, насыщенный событиями.

Во-втором проекте, который мы назвали «Красные защитники», нас попросили продемонстрировать простую механику стрельбы из ППШ по приближающемуся противнику с соблюдением исторически достоверных особенностей формы немецких солдат и вооружения.

Все базовые требования по техническому заданию мы выполнили очень быстро, но нам стало скучно, и мы решили дополнить проект более интересными механиками и разнообразить события.

Так в сцене боевых действий, наряду с игроком, появились и другие солдаты Советской армии, которые с течением времени умирали один за другим по мере усложнения игры. Потеря стоящих рядом товарищей добавляет в сценарий драматичности и даёт возможность прочувствовать напряжение боя.

Наряду с игроком, окопы защищают и другие солдаты Красной армии
Наряду с игроком, окопы защищают и другие солдаты Красной армии Red Defenders

Далее мы добавили в сценарий миномётный обстрел. Почти никто из тех, кто играет первый раз, не ассоциирует хлопок миномётного выстрела с последующим взрывом, отчего и погибает. Это даёт понимание того, как на самом деле действует солдат на поле боя и насколько важно прислушиваться к каждому звуку: рикошету пули или хлопку миномёта вдалеке.

Кстати, забавное воспоминание: мы эту игру разрабатывали под очки виртуальной реальности Oculus Quest 2, поэтому зритель может в буквальном смысле перемещаться по окопу, приседать в укрытии, поднимая руку с автоматом и ведя «слепой огонь».

И вот надеваю я очки и играю до момента, когда начинает стрелять миномёт. С каждым миномётным выстрелом я физически приседаю и прижимаюсь к полу, чтобы не задело осколками, а в краткий момент передышки стреляю наугад из окопа, высунув руку. И тут вижу: ко мне в окоп пробирается один из гансов и швыряет гранату прямо под ноги.

Погибший советский солдат
Погибший советский солдат Red Defenders

Напоминаю: встать мне не даёт миномётный огонь. Я проклинаю тот миг, когда мы решили добавить в игру возможность немцам метать гранаты, и на четвереньках быстро ползу вдоль окопа, убегая от гранаты. И тут — «БАХ». Было ощущение, будто реальная граната взорвалась. Оказалось,  я прямо в шлеме со всего разбега ткнулся головой в стену.

Наблюдение за миномётным взрывом со дна окопа
Наблюдение за миномётным взрывом со дна окопа Red Defenders

Из этой истории следуют два вывода: во-первых, играйте в широком пространстве и правильно настраивайте границы перемещения. А во-вторых, получается, что мы крутые разработчики, если даже я,  зная и понимая всю «виртуальность» ситуации, был настолько погружен в события, что ринулся спасать свою шкуру от гранаты, позабыв про границы реального мира».

Визуализация документального архива

Ещё один вариант применения виртуальной реальности — это наглядная визуализация документов, хранящихся в архивах. Особенно это полезно для библиотек, в которых наличие таких документов и книг — не редкость.

Мы уже рассказывали о проекте виртуального музея маршала Покрышкина для Новосибирской государственной областной научной библиотеки в материале «Как разместить самолётный ангар в научной библиотеке».

Используя коллекцию документов об известном новосибирском лётчике, разработчик создал в виртуальной реальности полноразмерную модель самолёта, на котором летал маршал. В виртуальную сцену были добавлены сцены из жизни Покрышкина с использованием видео и фотоматериалов, а также справочные сведения по тактико-техническим характеристикам.

Реконструкция глобальных событий и быта

Применение виртуальной реальности всё ещё не настолько широко, как бы того хотелось, даже несмотря на инициативы правительства по грантовому финансированию историко-культурных проектов, в том числе связанных с VR.

Огромное поле деятельности, на которое стоит обратить внимание историко-культурным центрам, — реконструкции известных исторических событий и простого быта в исторических реалиях того или иного периода. Наверняка наступит то время, когда на каждую историческую экспозицию «за стеклом» музея можно будет взглянуть от первого лица в виртуальной реальности, чтобы прочувствовать живую историю.

Материал подготовлен VR CORP 

©  Популярная Механика