Правительство одобрило штрафы в 3 млн руб. для интернет-поисковиков

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Штрафные санкции

Интернет-поисковики не нужно наказывать за простой отказ пользователям удалять из выдачи ссылки с упоминаниями о них, но в случае неисполнения соответствующего решения суда максимальный штраф для поисковиков должен составить​ 3 млн руб. Такие поправки к депутатскому законопроекту о штрафах для поисковиков за нарушение закона о «праве на забвение» правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила в понедельник, 7 декабря, рассказал РБК участник заседания и подтвердил источник в комиссии.

Закон, обязывающий интернет-поисковики удалять из выдачи ссылки на недостоверную и неактуальную информацию о пользователях, был принят Думой в весеннюю сессию. Первая версия поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), устанавливающая крупные штрафы за нарушение этого закона, была внесена в Думу группой депутатов всех фракций одновременно с основным законопроектом. Она была принята в первом чтении и готовится ко второму. В принятой версии законопроект предлагает наказывать граждан и юридические лица за отказ удалить ссылку на информацию о пользователе по его требованию штрафом в 100 тыс. руб. За неисполнение решения суда по иску пользователя полагается штраф в размере 3 млн руб.

Правительственные поправки, подготовленные ко второму чтению (есть у РБК), исключают досудебные штрафы для поисковиков, осталось только наказание за неисполнение судебного решения по иску пользователя об удалении ссылок в выдаче в течение пяти дней. Кроме того, наказание теперь предложено дифференцировать в зависимости от статуса нарушителя: штраф для граждан должен составить от 20 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 100 тыс. до 600 тыс. руб., для юридических лиц — от 500 тыс. до 3 млн руб., предлагает правительство.

В России интернет-поисковики пока не представлены гражданами (физическими лицами), но штраф для них должен быть предусмотрен на случай, если они появятся, это технический момент, пояснил собеседник РБК в Госдуме. С ним согласен юрист Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, объединяет более 100 интернет-компаний) Максим Буянов: в будущем оператором поисковой системы могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, поэтому дифференциация штрафов в целом соответствует системе КоАП РФ, считает он. Например, одновременно с привлечением к административной ответственности юридического лица возможно также привлечение должностного лица, который возглавляет юридическое лицо, указывает юрист.

Получить комментарий в профильном Конституционном комитете Госдумы РБК во вторник не удалось. Председатель комитета Думы по информационной политике Леонид Левин сказал РБК, что с поправками правительства не знаком. В пятницу, 11 декабря, Левин, по его словам, планирует обсудить с представителями поисковиков окончательный вариант поправок к законопроекту, которые будут внесены от отрасли. «Работа над поправками велась не только с отраслью, но и с другими органами, сейчас мы выходим на разумный компромисс», — отметил собеседник РБК.

Представитель «Яндекса» не предоставил комментарий на момент публикации. В пресс-службе российского офиса Google от комментариев отказались.

Спорные вопросы

С учетом поправок правительства законопроект о штрафах стал лучше, считает Буянов из РАЭК. «Убрали «досудебные» штрафы, была разделена ответственность граждан и юридических лиц, установлен нижний предел штрафов. Однако нельзя сказать, что это именно то, о чем просила отрасль», — отмечает он.

Все профильные ведомства — министерства связи, экономики, финансов и юстиции, а также участники рынка резко критиковали первоначальную версию законопроекта о штрафах. В конце сентября РАЭК направила в профильный комитет Госдумы заключение, в котором указывала, что в нынешней редакции законопроект должен быть полностью отклонен. Юристы РАЭК указывали, что введение административной ответственности является избыточным, поскольку закон о «праве ​на забвение» и так позволяет гражданину защищать свои права, обжаловав отказ поисковика об удалении ссылок через суд.

Профильные комитеты Думы и правительство высказывались против «досудебных» штрафов для поисковиков — наказание должно быть только за неисполнение судебных решений. Собеседник РБК в одном из профильных комитетов говорил, что ко второму чтению законопроекта максимальные суммы штрафов для поисковиков будут уменьшены «в разы».

Как бороться с интернетом: мировой опыт Фотогалерея Совет Федерации 29 апреля должен рассмотреть поправки в антитеррористическое законодательство, приравнивающее популярные блоги и личные сайты к СМИ и обязывающее интернет-компании размещать серверы на территории России. Как в случае их принятия будет исполняться закон, остается непонятным. Роскомнадзор, на который возложены функции по составлению списков популярных сайтов и отслеживанию выполнения закона, утверждает, что у него как минимум есть разработанные системы по подсчету посещаемости сайтов. Но встает вопрос о соблюдении закона зарубежными социальными сетями и поисковиками, которые вряд ли готовы размещать свои серверы в России. Между тем обязательство размещать серверы на национальной территории не российское изобретение. Такие требования есть во вьетнамском законодательстве. А приравнивание популярных блогеров к СМИ задолго до того, как об этом заговорили депутаты Госдумы, обсуждалось в Белоруссии. РБК изучил, как работают государственные ограничения в других странах и какие способы обойти существующие запреты есть у граждан. Посмотреть 11 фотографий

Вместе с негативным отзывом на законопроект в сентябре РАЭК представляла в профильный комитет Думы свой проект поправок. Помимо отмены «досудебных» штрафов РАЭК просила снизить и дифференцировать штрафы, установив их в размере от 100 руб. до 1 тыс. руб. для физических лиц, от 1 тыс. до 10 тыс. руб. для юридических лиц. Также РАЭК просила отсрочить дату вступления штрафов в силу. В самом законопроекте она не указана, и по общему правилу законы вступают в силу через десять дней после официального опубликования. РАЭК указывала, что вводить штрафы до того, как сложится практика применения основного закона — «о забвении», — который начнет действовать только 1 января 2016 года, преждевременно и просила вписать в законопроект о штрафах дату вступления в силу — с 1 января 2017 года.

Административная ответственность для операторов поисковых систем — излишняя мера, а обозначенные в законопроекте штрафы несоразмерны характеру предполагаемого нарушения, заявляла в сентябре представитель «Яндекса» (не входит в РАЭК) Ася Мелкумова. Она указывала, что сумма указанных в законопроекте штрафов существенно превышает средний размер административных штрафов в КоАП за неисполнение требований неимущественного характера (за первое нарушение для юрлиц — 30–50 тыс. руб., за повторное неисполнение — от 50 тыс. до 70 тыс. руб. — РБК).

Руководство комитета Думы по информполитике соглашалось, что штрафы в 3 млн руб. завышены, но предложения отрасли в комитете тогда сочли недостаточными для защиты граждан, отмечал источник РБК в Госдуме. Не согласны были депутаты и с пожеланием отрасли об отсрочке вступления в силу закона о штрафах. По мнению депутатов, он должен был вступать одновременно с основным законом о «праве на забвение», поскольку с первого судебного решения до реальных штрафов дело может дойти не раньше чем через 2,5–3 месяца, объяснял источник РБК.

Право «на забвение»

Поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — так называемый закон о «праве на забвение» — позволяет физическим лицам обращаться к оператору поисковой системы с требованием ограничить доступ к информации, если она распространяется с нарушением законодательства, является недостоверной или неактуальной. Исключение из закона cоставляет информация об уголовных деяниях и преступлениях, по которым не истекли сроки привлечения к ответственности или не погашена судимость.

В течение десяти дней с момента получения запроса об удалении информации оператор поисковой системы вправе потребовать у гражданина уточнения предоставленных сведений (личных данных и оснований для удаления ссылок). Пользователь должен предоставить дополнительную информацию также в течение десяти дней. После получения сведений поисковик в течение десяти дней должен или прекратить выдачу соответствующих ссылок, или предоставить мотивированный отказ. Если гражданин не согласен с отказом об удалении информации, он имеет право обжаловать его через суд. Закон начнет действовать с 1 января 2016 года.

 

©  РБК