Посмотрел новый мультфильм «Человек-Паук: Паутина вселенных» в кино. Финал удивил зал

На «Человек-Паук: Через вселенные» (2018) я ходил в кино дважды. Сначала просто увидеть, а потом, чтобы понять. Учитывая, что каждый кадр оттуда можно было вешать на сцену, хотел лучше понять, как сделали эту тестостероновую анимацию, от которой невозможно отлипнуть.

Поэтому я переживал за впечатления от сиквела. Сделать всё на том же уровне мало. Создателям нужно было каким-то способом нарастить эффекты и приёмы, чтобы люди снова вышли из зала с расширенными зрачками.

Боюсь, что после первого просмотра «Человек-Паук: Паутина вселенных», вышедшего 31 мая 2023 года, мне придётся идти второй раз. Потому что эффект разорвавшейся бомбы точно есть, но дело не в новой анимации.

Поймите правильно: с технологичной стороны это запредельное зрелище, но в этот раз уже нельзя сказать точно, за счет каких визуальных приёмов.

Зато точно можно сказать, за счет каких приёмов нарративных (narrate — рассказывать).

Ниже даю представление о том, какой аттракцион вас ждёт, почему этот мультфильм будут изучать в университетах и на что нужно обратить внимание при просмотре, чтобы сюрприз в конце не загнал вас в угол.

Добрая соседка мультивселенная


ОТ Человек-паука 2099 Майлз узнаёт, что некоторые события должны случиться в каждой вселенной… почти в каждой

Вечный рецепт хорошей истории про Паука это: как Майлз или Питер балансируют между жизнью нормального человека и супергероя + злодей «из народа» с хорошей личной мотивацией + угроза жизни кому-то из близких главного героя.

Тут каждый элемент есть, но теперь все эти «столпы» используются ещё и как механизм для «работы» мультивселенной. Звучит непонятно, знаю.

Пауков тут будет в десятки раньше больше, чем в первой части, и главным среди них окажется Человек-паук 2099 с настоящим именем Мигель О«Хара.

Тот попробовал объяснить Майлзу, как работает их мультивселенная: есть события, которые нельзя останавливать. Встреча, потеря, победа. То, что куёт супергероя. И те сценарии, которые знает каждый зритель любого Человека-паука.

Если что-то из этого предотвратить, вселенная буквально схлопнется.


Спустя год старые друзья вернутся к Майлзу, но у них была причина исчезнуть

Мигель О«Хара узнал это на своём примере. Он поступил в духе типичных приключений Рика и Морти: потерял семью, нашёл вселенную, где его альтернативная версия умерла, но об этом ещё никто не узнал, и занял её место. И очень быстро этот мир аннигилировался вместе с его «новой» семьёй.

Это опорная точка, которая заставит сомневаться в следующих решениях Майлза, и мощный метод вовлечь зрителя.

Но что делать, если две вселенные смешаны так плотно, что больше никто не может сказать, какие каноны в ней работают, а какие нет?

Эта путаница во внутренних правилах тем не менее не мешает сюжету быть стройным. После сеанса выходишь с чётким пониманием, что произошло, как произошло и, самое важное, где всё произошло.

В Sony знают, как удержать перед экраном


Первая встреча Майлза с главным злодеем… третий части, которая выйдет в 2024 году

Барьер первой минуты, когда зрителя нужно втянуть в повествование, перепрыгивают взрывной и эмоциональной нарезкой переломного момента в жизни Гвен Стейси. С точки зрения сценария в первом фильме она появлялась из неоткуда, а во втором нам пинком распахивают дверь в её личную историю и мотивы, которые привели к Майлзу в основной сюжет.

Её история зеркальна одному из канонов человека паука. А из-за того, что со вступительных титров до кульминации проходит не больше трёх минут, предугадать такой ход в повествовании сложно. То есть создатели с самого начала дарят сюрприз в виде эффектной драмы, которая сыграет роль в последней трети фильма.


Гвен несёт тяжелый груз из прошлого и не готова им делиться

Такое короткое, но интенсивное вступление не только удерживает людей, живущих клипами, рилсами и тиктоками, но и подсознательно намекает: вы только что увидели мощную короткометражку с едким послевкусием несправедливости, а ведь это только старт.

После этой открывающей сцены повествование начинается от лица Майлза Моралеса. Он подрос на год, сражается со злодеями и принимает свою роль Человека-паука.

Тут темп постепенно убавляется, чтобы не перегреть мозги. Несмотря на то, что нас знакомят с одним из главных злодеев через его комичную битву с Майлзом, сочные и находчивые портальные драки начинают перемежаться с нервничающим родителями Паука в кабинете завуча.


Художники выжимают максимум динамики из каждого кадра там, где нужно

Такого уверенного диалога через темп со зрителями будет много. Точки правильно расставлены, чтобы не было скучно, но и не было перевеса в динамичных отрезках.

Более того, сохранились пронзительные медитативные сцены с рассуждениями о месте в жизни и правильном выборе в конфликте с близкими. Их теперь уже точно можно назвать ядром этой серии анимационных фильмов. Они появляются ровно тогда, когда необходима передышка от безумного экшена.

Едва ли это будет спойлером, мне сильно запомнился диалог отца Майлза с самим Майлзом в костюме Паука. Именно с точки зрения эстетики. Это, хоть и интересный, но частый в данной франшизе сюжетный приём, и освежить его можно было только двумя вещами: новой темой для разговора и подачей.

С этим приёмом мы впервые видим тонкий диалог двух хрупких душ отца и сына, эффект которого дополняется мастерской композицией и невероятно сбалансированным между анимацией и иллюстрацией артом.

На каждый мир своя стилистика


Индийский Человек-Паук в Муммбэтане

В «Человек-Паук: Через вселенные» был момент, когда Майлз впервые пролетает через альтернативные вселенные, каждая из которых была сделана в своём визуальном стиле.

Помните дикое желание заглянуть в них на подольше? Тут нам дают сделать это как минимум целых пять раз.

Мир Гвен в пастельных тонах, и всё, кроме самого персонажа, отходит к импрессионизму. Здесь используется только свойственный ему метод усиления нарратива через окружение: мир через задний план дышит эмоциями персонажей.

Когда Гвен потеряна, стены и мебель едва различить, они сухого бледно-салатового оттенка. Когда её отец опустошён, те же стены чёрные, измазаны каракулями. Когда они оба начинают чувствовать спокойствие и любовь, стены нежно заполняются розовыми и перламутровыми оттенками.


Реальный кадр из мира Гвен, когда её отец испытывает тяжёлый стресс

Но такой метод не применяется больше нигде из вселенных. Это помогает не запутаться, кто где находится, и даёт нарративную точку опоры зрителю.

Другой Нью-Йорк в стиле Индии называется Мумбэттан. Местный Паук неотразим в своей слащавости, но держится юмора, свойственного персонажу. А город похож на умноженный в сотню раз мегаполис с небоскрёбами один на другом.

Художники идеально передали густую населённость Мумбаи и бесконечную застройку, перенесённую на США.

И глобальные события, которые происходят в этом городе, стилистически выдержаны так, как они больше нигде не произойдут: исполинские структуры рушатся в бесконечную глубину города, Майлз в растерянности летит вниз на десяток пролётов узких улиц, хотя уже некуда лететь, народ ходит друг у друга по головам.


Продолжают совмещать стили героев и злодеев из разных вселенных. В сцене Человек-паук 2099 сражается с Гобблином из мира Да Винчи

Такая смена миров держит в тонусе и не даёт глазу замылиться. Всегда легко понять, к какому участку истории относится сцена.

Персонажи тоже адаптируются под стилистику. Иногда их внешний вид и музыкальное сопровождение развивается вместе с ними.

«Пятно», якобы главный антагонист (но явно не в этой части) аккуратно уходит в фон, но, чем сильнее он затихает в сюжете, тем более жутким становится внешне и аудиально.

Напичкан камео, отсылками и отглосками


Человек-Паук Бена Бейли


Классический хват машины паутиной


«А человек-паук наказан?»

Третий момент, который правильно играет со зрителем, это тонкие нити из коллективного прошлого.

Здесь будет пара приятных сцен из историй про Человека-паука разных жанров.

То по сюжету драки будут ракурсы из фильмов, как остановка такси паутиной из «Человека-паука 3: Враг в отражении».

То вопрос Гвен «Майлз наказан? А Человек-паук?» из «Человек-Паук: Через вселенные».

То в шутку обыграются легендарные злодеи, сцена с остановкой метро или мем с указанием пауков друг на друга.

Даже добавили пару пауков из игр Sony, что вроде и не было сюрпризом, но точно стало приятным бонусом.

И скажу больше, эти примеры не самые сочные. Самые сочные увидите сами ;)

Фильм дошёл до уровня Pixar

В одном из медитативных диалогов мать Майлза говорит ему: «Ты уезжаешь из родного дома, в котором все любили и оберегали маленького Майлза. Я отпускаю тебя с одним условием: теперь большой Майлз будет любить и оберегать его вместо нас».

Это наставление мало кто слышит в реальной жизни, и потому для меня было большим сюрпризом услышать настолько здоровый и требующий большой рефлексии совет в дорогущем блокбастере.

Здесь картина наступает на пятке работам Pixar не просто так: один из режиссёров (Кемп Пауэрс) ранее работал над фильмом Душа.

Умение в правильный момент между смачными драками и героизмом вставить настолько тонкие моменты отношений детей и родителей ещё сильнее закрепляет картину в статусе лучших в этом году.

Прыгнули выше головы не там, где все ждали


Интересный приём с переворачиваем героев вверх ногами во время серьезного разговора. Чтобы придать сюрреализма, под тяжестью гравитации их черты лица меняются

Многие зрители не читают комиксов и не будут знать первоисточника. Они не захотят разбираться в десятках и сотнях и тысячах выпусках, чтобы связать сюжет в стройную историю.

И при этом мультфильм мало кого запутает. Структура и развитие фильма легко запоминаются.

И это получилось благодаря кропотливой работы создателей, чтобы все всё поняли, «Человек Паук: Паутина вселенных» будет хрестоматией по работе с мультивселенными для широкой аудитории в формате двухчасового кино.

Поэтому вторая часть снова смогла удивить.


Мигель О«Хара или Человек-паук 2099 на Земле 928

В картине расширили визуальные подходы анимации, но знали, что этого будет мало. Что будет мало даже добавить этюд из мира Lego и сцены с живыми съёмками.

Вторым — и главным — столпом, способным затмить первую часть, стал стройный и понятный сюжет, продумать который в мире со множеством миров было сложнее.

Истории вяжутся, картина цельная. Масштаб рисуется крупными штрихами с визуальным описанием разных миров, пока каркас держится на знакомых элементах истории о пауке: Нью-Йорк, семья Питера и Майлаза, Гвен и Мэри Джейн, сложность увязать жизни человеком и супергероем, горькая потеря, борьба в попытках не стать злодеем (потому что кто-то из пауков всё же не справляется

©  iphones.ru