Открыта новая катаклизмическая переменная: что это

Анализируя данные спутников ЕКА XMM-Newton и Gaia, астрономы из Института астрофизики Лейбница в Потсдаме вместе с коллегами обнаружили новую магнитную катаклизмическую переменную систему. Скорее всего, она относится к полярам,  пишет Phys.org.

Катаклизмические переменные (CV) — это двойные звездные системы, состоящие из белого карлика и нормальной звезды-компаньона. Их яркость неравномерно увеличивается в несколько раз, а затем снова снижается до состояния покоя. Поляры — подкласс катаклизмических переменных, отличающийся от других CV наличием очень сильного магнитного поля у входящих в их состав белых карликов.

Команда астрономов идентифицировала новую катастрофическую переменную, получившую обозначение XMM J152737.4–205305.9 (или сокращенно XMM 152737). «Чтобы обнаружить и идентифицировать новые магнитные катаклизмические переменные, мы сопоставили координаты источника в каталоге [DR3] с архивом данных XMM-Newton», — уточнили исследователи.

Схема поиска XMM 152737: север вверху, восток слева. Изображение взято из цифрового обзора неба (DSS), новый объект отмечен красными линиями
Схема поиска XMM 152737: север вверху, восток слева. Изображение взято из цифрового обзора неба (DSS), новый объект отмечен красными линиямиИсточник: Ok et al., 2024

XMM 152737 имеет сингулярный период, который соответствует характеристике синхронного вращения, наблюдаемой у поляров. Система демонстрирует гармоники в своем спектре мощности и имеет относительно короткий орбитальный период, который обычно можно увидеть в известных полярах.

Было обнаружено, что источник демонстрирует два отдельных провала, которые показывают повторяющуюся картину с точным периодом примерно 112,4 минуты. Ученые объяснили, что такие провалы могут быть вызваны затмением белого карлика звездой-донором или затемнением определенной области на белом карлике аккреционным потоком.

Наблюдения показывают, что XMM 152737 имеет заметные эмиссионные линии, соответствующие водороду и гелию. Это открытие убедительно свидетельствует о том, что объект представляет собой катаклизмическую переменную типа поляр. Она находится на расстоянии примерно 3770 световых лет от Земли. Массы белого карлика и вторичной звезды составляют 0,8 и 0,14 солнечных масс соответственно.

Подводя итоги, исследователи отметили, что необходимы дальнейшие наблюдения XMM 152737, чтобы определить причину наблюдаемых провалов в этой системе. Это могло бы пролить больше света на свойства катаклизмической переменной и подтвердить ее «полярную классификацию».

Ранее сияющая полоса света озарила ночное небо. Картина выглядит мистически, но у светового шоу есть логическое объяснение.