От лошадей к дронам: Как развивалась и куда движется основа бизнеса – логистика — Как логистика помогает бизнесу экономить

С 18 века, когда впервые был использован термин «логистика», наука о товародвижении проделала огромный и, без преувеличения, тяжелый путь, став системообразующим элементом и главным стимулом развития мировой экономики. То, что сегодня нам кажется повседневным явлением — пересылка писем, малых и больших товаров, оборудования, техники и даже животных — ещё двести-триста лет назад казалось невозможным чудом.

А уже в ближайшем десятилетии логистика в очередной раз серьезно изменит принципы работы товарообмена, взяв на вооружение внутренние разработки передовых компаний в области и технологии сторонних изобретателей вроде дронов и 3D-принтеров.

Материал подготовлен при поддержке UPS

У пацифистов всего мира существует несколько неофициальных гимнов. Один из них написал американский соул-певец Эдвин Старр. В песне под названием War он поёт о том, что война не приносит пользы. И он, разумеется, прав. За исключением давно известного факта о том, что войны являлись стимулом для быстрого технологического развития. На решение военных конфликтов и гонки вооружений бросались все возможные силы и средства, а уже потом получившиеся изобретения как, например, и сам интернет, перекочевали в мирную жизнь.

Взять, к примеру, радарную станцию, которую изобрел физик Роберт Уотсон-Уотт в 1935 году. Во время Второй мировой войны она уже применялась Великобританией против стран-агрессоров. После окончания войны другой ученый Перси Спенсер стоял возле магнетрона — мощной волновой лампы, которая питает радарную установку, — и обнаружил, что шоколадный батончик, который лежал у него в кармане, растаял. Через несколько месяцев учёный запатентовал микроволновую печь.

20e40e7feb2454.png

В войне побеждают мобильные и быстрые

Необходимость обороняться дала начало и логистике. Негласно её использовали ещё римляне. В то время процессы управления поставками продовольствия, фуража и дров опирались на безымянную науку.

Римляне использовали многие современные методы для построения логистической системы. Они создавали сети дорог, передвижные магазины и координировали их перемещения для того, чтобы обеспечить продовольствием всю армию.

Стенли Фолк, из книги Logistics of the Roman Army at War
2cb217bfa3d9b3.png

Вероятно, тогда для римлян не имело особого значения, что у науки нет названия. Зато это было важно для французов. В 1838 году французский полководец Генрих Жомини первым описал логистику как «практическое искусство управления передвижением армии». В этот термин он заложил ряд ключевых процессов — планирование, администрирование, поставки, установку лагерей и прочее. Никакими выдающимися военными достижениями Жомини не прославился, но его теоретические труды всё-таки сыграли на руку — ознакомившись с ними, Наполеон сделал Жомини полковником своей армии.

Одним из наиболее известных примеров использования логистики в войне называют прусские манёвры во время Семинедельной войны. В 1866 году пруссы смогли мгновенно (по тем меркам) доставить свою армию на фронт, использовав железную дорогу. Правда, для этого им пришлось пожертвовать 18 000 тоннами фуража, который не смогли переместить на фронт.

Жомини дал логистике имя, но во главу угла военных действий её поставил американский офицер Сайрус Торп. В 1917 году он опубликовал книгу Pure Logistics, где рассказал о трёх составляющих военной теории — стратегии, тактике и логистике. Он же дал логистике более современное определение, описав её как науку, включающую в себя не только поставки и транспортировку, но и финансирование, создание военной инфраструктуры и работу с другими аспектами военной экономики.

Ошибки или, наоборот, правильные и прорывные решения в логистике часто решали исход войны. Например, в сражении при Иломантси точечной атакой финны нарушили поставки боеприпасов советским войскам. В результате, несмотря на превосходство в количестве людей и оружия, советской армии пришлось покинуть свои позиции и отступить.

Войны уходили, изобретения оставались

С 18 века логистику перестали считать только военной наукой. Появился термин «бизнес-логистика», его начали использовать для описания цепей поставок — бизнес становился настолько сложным, что требовались специалисты, координирующие работу транспорта, складов, инвентаря и оказывающие консультационные услуги.

Тогда же появились и первые компании, предоставляющие услуги по логистике. Со многими из них связаны фантастические истории. Так, к примеру, основатель UPS Джеймс Кейси, открыл первый офис на $100, которые занял у друзей. Сейчас компания имеет представительства в 220 странах мира. Примерно в таких же сложных условиях начинал основатель FedEx Фредерик Смит: когда ему нужно было оплатить $24 000 за расходы на топливо, а на счету было всего $5 000. Смит снял все деньги и отправился в Лас-Вегас, где выиграл $27 000 за столом блэкджэка. «А какая разница? Не имея возможности заплатить за топливо, FedEx всё равно бы не выжил», — вспоминает Смит.

Некоторые игроки на рынке логистики вырастали из узких сфер деятельности. Ryder Supply Chain Solutions создавалась как компания по транспортировке бетона. У Ryder был всего один грузовик, но через несколько лет бизнес расширился и Джеймс Райдер принял решение сдавать грузовики в аренду. Впоследствии, это стало основной деятельностью корпорации.

Как и истории логистических компаний, сама суть логистики состоит в том, чтобы начинать с малого. «Логистика — кровь, а цепь поставок — это тело», — говорит вице-президент по логистическому маркетингу в UPS Алан Эмлинг.

3495c503ab78ae.jpgАлан Эмлинг, вице-президент UPS

Логистика нужна любому, даже самому простому бизнесу. Возьмём, к примеру, стенд с лимонадом. Для его создания дома должны быть лимоны, сахар и пластиковые чашки. Но сначала их нужно довезти из магазина домой. В магазин они, при этом, также попадают от разных поставщиков.

Нужны вода и материалы для стенда, которые вы приобретёте в строительном магазине неподалёку. И не забудьте картонку с броской рекламой — вам ведь нужно привлекать клиентов.

Парк для доставки UPS в 20-м веке

Американская компания в сфере грузоперевозок J.B. Hunt, названная в честь основателя Джонни Брайана Ханта, тоже начинала с малого. Несколько грузовых автомобилей и прицепов с рефрижераторами дали старт компании с ежегодным доходом в $60 млн. Сейчас J.B. Hunt занимает второе место на рынке логистики в рейтинге Statista.

Согласно тому же рейтингу от Statista, первое место по годовой выручке на рынке логистики с отметкой в $3 млрд занимает UPS. Корпорация предоставляет логистические услуги как при помощи наземных транспортных средств, так и воздушных. Дочерняя компания UPS Airlines располагает более 230 самолётами, которые используются для грузовых перевозок. Только в Европе совершается более 70 рейсов ежедневно. Самолёты сыграли важную роль в развитии логистики, заметно сократив время доставки и транспортные издержки. Но ключевую роль играют далеко не транспортные технологии.

Как логистика помогает экономить

Вице-адмирал Роберт Кэрни, участвовавший во Второй мировой войне, поначалу отзывался о логистике как о «бесполезной трате времени для посредственностей». Что, впрочем, не помешало ему потом поменять своё мнение и даже получить звание контр-адмирала за «комплексные знания логистики и планирования». В военном деле отношение к логистике плавно менялось от скептического до восторженного. Генерал американской армии Дуглас Макартур считал, что 9 из 10 войн заканчиваются поражением из-за неправильной системы поставок.

То же самое в бизнесе. Многие начинающие компании не понимают, зачем им нужен поставщик логистических услуг до тех пор, пока не столкнутся с первыми проблемами.

Управление цепями поставок

Управление цепями поставок — это комплексная услуга, в которую входит целый ряд сервисов. Логистические компании берут на себя работу по оптимизации цепи поставок, пересылке товаров зарубеж, упрощают процедуру оплаты и помогают управлять налоговыми сборами. Самые крупные игроки предлагают отдельные решения для конкретных индустрий. В зависимости от того, чем занимается клиент (ИТ, потребительские товары, здравоохранение, розница), ассортимент и набор услуг будут варьироваться.

Работа с Big Data

Игроки на рынке логистики пока ещё находятся на ранних этапах внедрения Big Data в свой бизнес. Шеф-редактор издания Logistics Management Боб Треблкок считает, что Big Data помогает лучше понимать малый бизнес. Каждая крупная корпорация строит свои платформы для сбора информации и предугадывания различных ситуаций.

Внедрение Big Data поможет консолидировать логистику, которая традиционно очень фрагментирована, считает логист Маркус Кокельхос. Количество информации, доступной в интернете, растёт по экспоненте. Уже к 2020 году её объём будет составлять 40 000 экзабайт — в четыре раза больше, чем сейчас. Эту информацию нужно обрабатывать, поэтому работа с Big Data — это один из самых очевидных трендов.

Оптимизация транспортных путей

ORION — проект гиганта UPS, который демонстрирует, как компания работает с большими объёмами информации уже сейчас. Система разработана для помощи водителям — она автоматически выбирает наиболее эффективный маршрут до точки назначения.

В случае, когда это делает сам водитель, всё упирается в привычки и его личные предпочтения. В ORION же для каждого маршрута есть несколько сотен тысяч потенциальных путей. Несмотря на то, что UPS потратила на разработку миллионы долларов (точная сумма не разглашается), экономия превысит все издержки.

UPS тестировала функцию с 2010 по 2012 год. За это время компания сэкономила 11 млн литров топлива. В 2017 году, когда UPS сделает систему доступной для всех водителей, она сможет экономить $50 млн ежегодно, сократив маршрут каждого водителя всего лишь на несколько километров.

Хуан Перез, вице-президент UPS по информационным сервисам

Отслеживание

У каждой логистической компании существует система, которая помогает клиентам следить за грузом, инвентарём, заказами и отчетами. FedEx называет свою систему FedEx Insight. У UPS их несколько: Flex Global View (обзор каналов поставок для международных предприятий), Quantum View (отслеживание входящих и исходящих операций цепей поставок), UPS Tracking (стандартное отслеживание, доступное всем клиентам онлайн), Proactive Response (отслеживание и проактивное реагирование для срочных и критически важных отправлений) и другие.

Системы отличаются количеством предоставляемых услуг. Они дают доступ к информации об отправлении (получатель, текущее местоположение, пересечение границы, уведомления). В случае с отслеживанием инвентаря система показывает, сколько единиц осталось на складе и эффективно управлять им, чтобы не принимать лишние заказы или оставлять неиспользованный товар на складе.

Упрощение международных отправок

При отправке нескольких товаров заграницу их можно объединить в один груз, чтобы упростить процедуру прохождения таможни. Сервисы логистических компаний также предоставляют клиентам информацию о текущем состоянии отправления, а в случае с сервисом UPS World Ease — сокращение затрат.

Куда всё это катится

В 2015 году визитной карточкой логистических корпораций для массового пользователя, пожалуй, стали дроны. Они прошли стадию бесполезной игрушки еще тогда, когда режиссёры и блогеры начали использовать их для съёмок.

Представители отрасли не скрывают своего интереса к этой технологии. UPS инвестировала $22 млн в CyPhy — стартап, который создаёт дронов. Робот PARC, разрабатываемый стартапом, пока не умеет транспортировать товары и прикреплён к устройству питания, из-за чего немного напоминает собаку на поводке.

1061b92ac90930.png

Amazon намерен запустить Amazon Prime Air — систему доставки покупок дронами. Ожидается, что доставка будет занимать не больше получаса времени. Сейчас компания занимается вопросами государственного регулирования и регламентирования технологии.

Есть эксперименты и с другими технологиями, например, с 3D-печатью. Информационный директор UPS Дейв Барнс говорит, что никто не хочет повторения ситуации с интернетом, когда весь бизнес по доставке документов рухнул в один день. 3D-принтеры позволят печатать некоторые предметы прямо на месте. По мнению экспертов DHL, только 2–3% всех продуктов, которые доставляются из Азии в Европу, могут быть напечатаны на принтере. Но это не останавливает игроков рынка от самых радикальных экспериментов.

Amazon запатентовала грузовик, который по совместительству является 3D-принтером. Его цель — печатать предметы прямо внутри транспорта, который их доставляет. UPS выкупила миноритарную долю в стартапе CloudDDM, который занимается разработкой 3D-принтеров.

Еще одним трендом, который отмечают представители крупных игроков рынка логистики, станет предоставление SaaS-услуг. Все технологии по работе с цепями поставок в скором времени перейдут в облако. Выгода для клиентов — затраты будут сокращаться, сотрудничество с партнёрами будет становиться всё более прозрачным и упрощенным — за этот тренд стоит благодарить ИТ-компании.

Если вы не в облаке, то делиться информацией с партнёрами, клиентами и поставщиками гораздо тяжелее.

Крис Тиммер, CEO LeanLogistics

Гибкость услуг, которые предоставляют логистические компании, будет продолжать расти ускоренными темпами за счёт внедрения новых технологий. Уже сейчас они предлагают управлять любыми условиями транспортировки. Даже температурой, в которой будет находиться груз. Если клиенту нужно доставить особенно хрупкий товар, он может воспользоваться услугой UPS Temperature True — товар будет перевозиться в идеально подходящих температурных условиях. Это особенно важно в случае с фармацевтическим бизнесом — зачастую лекарства и тестовые образцы нужно транспортировать только при определённых температурах.

886929628416b8.jpgДоставка белуги в октябре 2005 года

Не менее значимую роль в развитии логистики играют стартапы. Венчурные специалисты отмечают зарождающийся тренд сервисов для крауд-шиппинга, когда доставка осуществляется за счёт пользователей сервиса. Предприниматель Джонатан Уичман собрал список потенциально интересных стартапов, опросив представителей логистических компаний.

  1. Shippo — позволяет выбирать наиболее выгодные тарифы разных перевозчиков.
  2. Matternet — сервис для быстрой доставки товаров в рамках города.
  3. Staxxon — разрабатывают грузовой контейнер, который в пустом состоянии занимает в пять раз меньше места, чем обычный контейнер.
  4. PiggyBee — позволяет доставлять товары с помощью других пользователей сервиса.
  5. Shipwise — платформа для малого и среднего бизнеса, на которой можно управлять международными доставками.
  6. Postmates — сервис локальной доставки продуктов.
  7. Locitron — замок, который управляется через мобильное приложение.
  8. MakeSpace — сервис для предоставления услуг по хранению товаров по запросу.
  9. Cargomatic — Uber для грузоперевозок. Показывает свободные грузовики поблизости, которые могут перевезти товар.
  10. Ghostruck — сервис для перевозки вещей при переезде. Пользователь фотографирует вещи, который нужно транспортировать и вызывает профессионального транспортировщика.

Когда дойдет до нас

Согласно исследованию BVL, вести логистический бизнес в России и Китае наиболее сложно. Исследователи объясняют это вмешательством в цепи поставок государства. В анонимном комментарии для BVL один из китайских бизнесменов сказал, что «сотрудничать с китайским правительством очень тяжело. Но без их помощи невозможно управлять логистикой».

В этом же исследовании анонимный российский бизнесмен заявил, что бюрократия и бумажная волокита «просто ошеломляют зарубежных партнёров». «Нам приходится каждую неделю встречаться с местным губернатором, чтобы построить дорогу к новой фабрике», — продолжает предприниматель.

В этом же исследовании представлен сравнительный график удовлетворённости логистическими услугами. В России процент удовлетворённых клиентов составляет 57%. Это второе место в мире после США — там предоставляемыми услугами довольны 60% клиентов. Исследователи считают, что в ближайшие 5 лет логистика в России станет еще эффективнее за счёт прихода на рынок западных игроков и глобализации, даже в ситуации, при которой государственное регулирование отрасли будет сохраняться на таком же высоком уровне.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru