Конкурс ORSiO. Работа Максимова Артёма (1-е место). Часть III

Функционал электронной книги
Прежде всего, стоит выделить основные плюсы такого устройства, как электронная книга, применительно к учебному процессу. Во многих развитых странах в системе образования в массовом порядке используются небольшие лэптопы или нетбуки, позволяющие учащимся контролировать (с помощью встроенных систем правки текста) языковую грамотность, быстро получать нужную информацию из внутренней сети школы или Интернета. Однако вместе с тем, многие западные аналитики утверждают, что повсеместное использование подобных электронных устройств в процессе обучения приводит к тому, что учащиеся впадают в сильную зависимость от своего «железного» помощника. И в самом деле, зачем запоминать правописание, если компьютер все ошибки исправит сам? Зачем читать книгу, если можно за минуту скачать её краткий пересказ или рецензию критика? Электронная книга ORSiO должна обойти эти острые углы, предоставляя учащемуся помощь только в виде расширенных возможностей для учёбы,  и ни в коем случае не замещая собой мыслительные процессы ученика.

Разделение функциональных возможностей

Модель А (для 1-4 классов)
Основная задача электронной книги на этапе начального обучения – представлять материал в привлекательном, интересном для детей виде, а также научить их самой культуре использования электронных устройств.
Учащихся младших классов необходимо заинтересовать, представить учебный процесс в виде игры. Электронная книга может помочь в изучении алфавита (в том числе иностранного языка, для школ с лингвистическим уклоном) и основных правил русского языка, иллюстрируя их интересными картинками, с её помощью можно изучать таблицу умножения, а также (ближе к концу начальной школы) проводить тестирование учеников с помощью простейших тестов. 

Сам интерфейс электронной книги для младших классов можно сделать на основе простых анимационных картинок, придав книге индивидуальность сказочного персонажа или животного (помните, как были популярны Тамагочи в своё время?). Можно ввести в настройки устройства имя ученика, и прибор будет «обращаться» непосредственно к своему владельцу. Кроме этого, следует максимально облегчить управление устройством с помощью всплывающих подсказок. Конечно, Учитель будет говорить, когда и куда нужно нажать или даже сам будет загружать приложения по сети, но всё-таки информацию для таких маленьких детей лучше дублировать и на экране прибора. Встроенный динамик устройства тоже можно использовать для приветствия при включении или комментариев при каких-либо действиях.

Модель Б (для 5-9 классов)
Функциональные возможности электронной книги для средней школы должно отвечать основным задачам, которые ставит в это время перед школьником система образования. Рассмотрим примерный список дисциплин, изучаемых в период с 5 по 9 классы. Итак, это:
- Русский язык
- Литература
- Иностранный язык
- Математика
- История
- Искусство и Мировая Художественная Культура
- Физика
- Биология
- Химия
- Информатика
- География
- Обществознание
- ОБЖ
Предметы типа Физической культуры, Трудовых основ и пр. во внимание я не принимаю, так как сложно себе представить, как именно можно применить электронную книгу на этих занятиях. 

Рассмотрим общие способы применения электронной книги на различных занятиях.
а. Замена учебника
Основная функция устройства, которая может использоваться на любых занятиях – замена учебника. Вместо того чтобы таскать полный ранец учебников, ученик будет носить с собой лёгкое удобное устройство, в памяти которого содержится вся необходимая информация.
Область применения – любой предмет.

б. Дополнительные методические материалы
В памяти устройства хватит места не только для учебников, там можно разместить различные дополнительные материалы по разным предметам (словари, энциклопедии, графики, таблицы и пр.). Больше всего устройство будет полезно на литературе, так как может с лёгкостью хранить в своей памяти весь школьный курс обязательной к прочтению литературы вместе с рецензиями и справочными данными.
Область применения – любой предмет.

в. Частичная замена дневника учащегося
Ученик может вести дневник прямо в памяти электронной книги. Записывать расписание занятий, заданные на дом упражнения и пр. Более того, при создании школьной сети, расписание он сможет получать автоматически
Область применения – общая.

г. Инструмент тестирования
С помощью беспроводного интерфейса преподаватель может проводить быстрое тестирование учащихся на знание материала. Для этого он может загрузить на электронные книги заранее подготовленный файл с тестовыми вопросами, и после выполнения учениками теста задания файлы обратно на проверку. Для простоты процесса каждый переданный на компьютер/электронную книгу учителя файл автоматически помечается фамилией того ученика, с электронной книги которого он был отослан. Проверку результатов тестирования можно автоматизировать на основе простейшего алгоритма. К примеру, после окончания теста файл никуда не отсылается, книга сама проверяет результат и показывает его светодиодным индикатором: красный – не сдал, зелёный – сдал. Или дублировать результат звуковым сигналом.
Область применения – любой предмет.

д. Инструмент для быстрых расчётов
Запустив простейший Калькулятор, ученики смогут производить быстрые расчёты на математике.
Область применения – математика.

е. Словари
Очень полезной функцией устройства можно считать возможность загрузить с него словари. Для русского языка – толковый словарь, для иностранного – словарь перевода иностранных слов. На географии может быть полезным словарь стран и столиц мира или любой другой справочник. На биологии – энциклопедический словарь флоры и фауны.
Область применения – русский или иностранный языки, биология, география.

ж. Средство информирования о внутришкольных событиях
Если электронные книги учащихся подключены в общую сеть, с их помощью можно информировать о каких-то массовых мероприятиях, об изменениях в расписании, болезни учителя, и пр. Можно даже будет, скажем, вызвать определённого ученика к директору, послав на его книгу соответствующее сообщение. Кроме этого, каждый класс может таким же образом вести свою стенгазету, проводить какие-то конкурсы и пр.
Область применения – общая.

з. Лингафонные курсы иностранного языка
Встроенный динамик устройства и наушники, входящие в комплектацию, можно будет использовать для того, чтобы проводить лингафонные курсы для постановки правильного произношения иностранных слов или для проверки восприимчивости иностранных текстов на слух.
Область применения – иностранные языки.

и. Прослушивание аудио-фрагментов на уроках Искусства
Встроенный динамик устройства и наушники можно использовать для прослушивания текстов в авторском исполнении, поэзии, отрывков из спектаклей, шедевров мировой классической музыки. Для этого желательно, чтобы электронная книга могла воспроизводить не только MP3, но и какой-нибудь lossless-формат (звук без потери качества).
Область применения – Музыка и Искусство. 

Модель С (для 10-11 классов и студентов ВУЗов)
Функционал Модели С может быть существенно расширен за счёт использования экранной клавиатуры и простого текстового редактора. С их помощью Учащийся сможет набирать небольшие тексты, делать поисковые запросы по базам данных и выполнять задания, более сложные, чем простые тесты. Список предметов для старшеклассников дополнился следующими дисциплинами:
- Алгебра
- Геометрия
Для этих предметов можно разработать специальное приложение по построению графиков.

В ВУЗах появляются узкопрофильные и специальные предметы, для которых тоже можно разрабатывать свои приложения.

©  MobileDevice