"Правительство продолжает играть роль одного из основных драйверов развития ИТ"

Барт Стаеленс, компания Orange Business ServicesРынки информационных технологий и телекоммуникаций восстанавливаются. Барт Стаеленс, директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ, в интервью для канала @ASTERA рассказал об основных проблемах, с которыми в 2009 году столкнулись российские телекоммуникационные компании, о главных изменениях, произошедших за год на ИКТ-рынке, о новых услугах, предложенных компанией, и о прогнозах по восстановлению рынка.

- Чем принципиально отличается 2010 год от 2009 года?

- Основные проблемы, с которыми столкнулись российские телекоммуникационные компании в 2009 году, были связаны с падением доходности определенных направлений бизнеса. Большинство телеком-операторов не выстраивали долгосрочных планов по развитию, предпочитая увеличивать доходность бизнеса за счет повышения тарифов и запуска новых услуг на базе существующих мощностей. Хотя кризис в той или иной степени затронул все сегменты рынка, в наименьшей степени пострадали те услуги, которые были направлены на оптимизацию расходов и поддержание работоспособности критичных для бизнеса систем.

Весна 2010 года внесла позитивные настроения на телеком-рынок, связанные с постепенной стабилизацией финансового климата в стране, но о полном восстановлении на докризисном уровне пока говорить рано.

- Какие ключевые изменения произошли в этом году на российском ИТ-рынке?

- В 2010 году продолжился процесс консолидации рынка, начавшийся до кризиса. Компании начали восстанавливать значительно урезанные в 2008-2009 гг. бюджеты на ИТ и приступили к реализации части ИТ-проектов, отложенных в связи с кризисом. Кризис также способствовал расширению спектра услуг, предлагаемых ИТ-компаниями сегменту среднего и малого бизнеса, который будет продолжать расти - SaaS, различные формы лизинга оборудования и ИТ-решений.

- Какова ситуация в основных сегментах?

- В 2010 году правительство продолжает играть роль одного из основных драйверов развития ИТ, обеспечивая большое количество государственных заказов.

У крупных корпораций, как было отмечено ранее, только в этом году появились средства на реализацию запланированных ранее ИТ-проектов. Одним из самых существенных изменений за последние два года стал подход корпораций к принятию решений по телекоммуникационным проектам: сегодня ставка делается на поставщиков, способных предлагать не только, например, услуги связи, а комплексные проекты - от консалтинга до разработки решения, его внедрения и дальнейшей поддержки. Компании готовы платить за экспертное мнение и работать с внешними провайдерами, которые по максимуму будут высвобождать внутренние ресурсы для решения критичных бизнес-задач.

Существенно возрос интерес крупных компаний к услугам аутсорсинга - эта тенденция четко прослеживается среди наших заказчиков из финансовой сферы - в первую очередь, банков. Отвечая этим потребностям, в прошлом году мы разработали управляемое решение Dual Wireless Access для беспроводного подключения банкоматов и POS-терминалов через две SIM-карты независимых операторов - исходя из того, какой из двух выбранных операторов обеспечивает лучший сервис в данной местности, банкомат автоматически переключается на более устойчивую сеть. DWA избавляет заказчиков от необходимости тратить время и деньги на организацию проводного канала связи и позволяет быстро установить банкомат практически в любом месте - даже там, где нет наземной связи. При этом Orange берет на себя все задачи по комплексной поддержке и обслуживанию этих банкоматов.

Начинает активизироваться после кризиса СМБ-рынок. В связи с этим мы видим, как расширился спектр услуг, предлагаемых ИТ-компаниями для этого сегмента - появилось большое количество пакетных решений для организации связи в офисах, различные формы лизинга оборудования и ИТ-решений, специальные версии комплексных информационных систем для СМБ. Но сами СМБ-компании пока не спешат инвестировать в ИТ-решения и сосредоточены на решении внутренних проблем и налаживании бизнес-процессов.

И в 2009, и в 2010 году как крупные компании, так и СМБ большое внимание уделяют внедрению решений для совместной работы - при минимальных первоначальных инвестициях эти решения не только увеличивают продуктивность и эффективность сотрудников, но и позволяют в кратчайшие сроки значительно сократить расходы на командировки и минимизировать влияние деятельности компании на окружающую среду. К таким решениям относятся, в первую очередь, услуги по организации аудио- и видеоконференцсвязи, в том числе сервис Telepresence для ощущения личного присутствия при общении с людьми из других стран и городов.

- Как развивался бизнес вашей компании в первой половине года? Каковы результаты по отношению к аналогичному периоду прошлого года?

- В настоящее время мы фокусируемся на двух ключевых направлениях - разработке комплексных интеграционных услуг на стыке ИТ и телекоммуникаций и расширении присутствия в сегменте СМБ.

В 2010 году, в соответствии с тенденциями оживающего рынка, крупные корпоративные заказчики Orange Business Services снова стали проявлять интерес к масштабным и интересным проектам, задачи которых выходят за пределы оптимизации и сокращения расходов и связаны с последними ИТ-достижениями и инновациями. В качестве намечающейся тенденции можно отметить размораживание ИТ-бюджетов, что позволяет ИТ-директорам крупных компаний шире смотреть на рынок предлагаемых сервисов и рассматривать возможность возвращения к сервисам, от которых пришлось отказаться в 2008-2009 годах.

Глобальный опыт Orange Business Services и 17 R&D-лабораторий по всему миру позволяют отвечать этим запросам. Так, несмотря на то, что российский ИТ-рынок в целом в силу некоторой доли консервативности пока еще с некоторым недоверием и скептицизмом относится к решениям в сфере облачных вычислений, отдельные компании уже готовы тестировать первые приватные облака, и Orange поддерживает их в этом. Помимо этого, появляются первые консалтинговые проекты в области консолидации дата-центров и сервер-менеджмента, а также комплексные проекты, нацеленные на ускорение и акселерацию бизнес-процессов внутри компании.

Вместе с тем, на протяжении ряда предшествующих кризисных лет корпоративные заказчики смогли в полной мере оценить преимущества управляемых услуг и услуг аутсорсинга для своего бизнеса и не собираются от этого отказываться в ближайшем будущем, поскольку подобные сервисы позволяют существенно снизить расходы на содержание ИКТ-инфрастуктуры. Orange, как и прежде, фокусируется на предоставлении услуг, позволяющих заказчикам оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру: так, в рамках концепции управляемых услуг мы освобождаем собственные ИТ-департаменты компаний от рутины, с тем чтобы корпоративные ИКТ-специалисты могли сосредоточиться на задачах бизнеса. Orange берет на себя все задачи по настройке, управлению и поддержке сетевого оборудования, при этом мы гарантируем высокий уровень качества и предоставляем всю необходимую отчетность. На сегодняшний день 40% IP VPN-сетей наших заказчиков управляются Orange.

Финансовые показатели Orange Business Services интегрированы в отчетность всей группы France Telecom и не раскрываются на уровне страны - согласно недавно опубликованной отчетности за 1 полугодие 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нам удалось сохранить оборот компании на прежнем уровне с наметившейся тенденцией роста во втором квартале.

- Что изменилось за год в вашей компании?

- Orange Business Services сумел существенно развить собственную инфраструктуру в России. В конце 2009-начале 2010 года мы запустили очередной участок национальной магистральной DWDM-сети "Москва – Ростов-на-Дону" общей протяженностью 3,5 тыс. км. В его состав также вошли участки до Тулы, Воронежа и Волгограда. Построенная инфраструктура стала продолжением DWDM-канала "Москва – Самара – Екатеринбург", к которому подключены такие города, как Рязань, Пенза, Тамбов, Ульяновск, Уфа и Челябинск. На сегодня протяженность магистральной сети Orange составляет 7000 км. Также мы запустили собственные зоновые сети в Хабаровске, Челябинске и Саратове, ввели в эксплуатацию мультисервисные Metro Ethernet сети в ряде крупнейших городов России, открыли резервные технические центры в Сочи и Новосибирске. Одним из последних ключевых изменений стала подготовка российского сегмента сети к переходу на протокол IP версии 6 (IPv6).

Мы стали уделять больше внимания развитию внутренних ИТ-систем, модернизируя их и улучшая бизнес-процессы. Мы вывели на рынок ряд инновационных сервисов на стыке ИТ и телекоммуникаций, большинство из которых полностью управляются Orange. В качестве примеров можно привести комплексное решение по построению и модернизации корпоративной телефонной сети "под ключ" на основе современных корпоративных систем ведущих производителей Avaya, Cisco Systems - Enterprise Telephony, решение для круглосуточной защиты заказчиков от DDoS-атак на уровне оператора связи Internet Umbrella, решение для визуальных коммуникаций с эффектом присутствия Telepresence, IVR-решение для организации автоматизированной обработки большого количества звонков Smart IVR, услуги по оптимизации корпоративной сети и др. В 2009 году мы также создали консалтинговое подразделение, призванное оценить уровень информатизации бизнес-процессов заказчика и предложить рекомендации по их улучшению, на протяжении года мы планомерно развиваем нашу консалтинговую практику.

Также мы вышли на рынок среднего и малого бизнеса, предложив предприятиям в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Самаре управляемое коробочное решение для простой организации связи в офисе Easy Office. У небольших компаний нет выделенных ИТ-подразделений, они не тратят много времени на переговоры, им не нужны сложные многофункциональные решения - зато необходимы услуги, которые быстро подключаются и безотказно работают.

В 2010 году компания Orange традиционно продолжила работу по улучшению качества обслуживания заказчиков в соответствии с высокими корпоративными стандартами, что подтверждается результатами опроса удовлетворенности наших клиентов по 10 ключевым направлениям нашего взаимодействия, таким как срок исполнения заказа, качество продуктов, биллинг, ценообразование и т.д.

- Как изменится объем российского ИТ-рынка по итогам 2010 года по отношению к аналогичному показателю прошлого года?

- По различным оценкам аналитиков, потери ИКТ-рынка в России в 2009 году составили от 8 до 25% или в абсолютном выражении - от 45 до 135 млрд руб. Наши оценки немного более пессимистичны - по нашему мнению, объем рынка в 2009 г. составил около 400 млрд руб., в 2010 г. рост рынка может составить до 11%. Что интересно, быстрее всех будет восстанавливаться рынок ИТ-услуг, еще находящийся на ранней стадии своего развития и показывавший до кризиса стабильно высокий темп роста, на втором месте – рынок ПО, на третьем – компьютерного оборудования.

Рынок ИТ-услуг оказался наиболее устойчивым к кризису и даже нашел дополнительные точки роста. Так, спрос на услуги по оптимизации ИКТ-инфраструктуры возрос, и, скорее всего, эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Также ожидается рост спроса на комплексные ИКТ-услуги, такие как услуги аутсорсинга, управления оборудованием, консалтинг. Кстати, Orange стал первым магистральным оператором в России, предложившим заказчикам услуги комплексного аутсорсинга.

©  @Astera