Назван расщепляющий жировые запасы напиток

Чайный гриб (комбуча) — это ферментированный напиток, который готовят из чая, сахара, дрожжей и бактерий
Чайный гриб (комбуча) — это ферментированный напиток, который готовят из чая, сахара, дрожжей и бактерийИсточник: Unsplash.com

Ученые из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле обнаружили, что дрожжи и бактерии из ферментированного подслащенного чая могут колонизировать кишечник и изменять жировой обмен без каких-либо других диетических вмешательств. Такие изменения в организме способствуют снижению запасов жира,  пишет New Atlas.

Ключевой вещью исследования стала флора, найденная в SCOBY (симбиотических культурах бактерий и дрожжей) чайного гриба. Она содержится в студенистой закваске, богатой микробами и плавающей у поверхности сброженной жидкости. Пробиотические микробы, в том числе представители родов Acetobacter, Lactobacillus и Komagataeibacter, ранее уже показывали положительное воздействие на параметры здоровья. Например, было известно, что они способны снизить артериальное давление.

Теперь ученые обнаружили, как у нематод Caenorhabditis elegans микробы чайного гриба напрямую повлияли на экспрессию кишечных генов, особенно тех, которые связаны с жировым обменом. Введенная флора увеличила количество одних белков, необходимых для расщепления жира,  и, наоборот, помогла снизить образование других белков, которые помогают создавать липидные (или жировые) соединения, известные как триглицериды.

Триглицериды считаются наиболее распространенной формой жира, циркулирующей в организме человека. Хотя они играют важную роль в хранении и высвобождении энергии, избыточное потребление калорий может привести к повышению уровня этих липидов и вызвать сопутствующие заболевания ожирения, такие, как болезни сердца.

Микробы чайного гриба ограничивают накопление липидов в организме нематод C. elegans
Микробы чайного гриба ограничивают накопление липидов в организме нематод C. elegansИсточник: journals.plos.org

Изменения в жировом обмене — то, как определенные белки увеличивались и уменьшались, что в конечном итоге уменьшало запасы жира — произвели на клетки эффект, очень похожий на эффект голодания. При этом сокращать или ограничивать приемы пищи не потребовалось.

«Мы были удивлены, обнаружив, что у животных, потребляющих диету, состоящую из пробиотических микробов, содержащихся в комбуче, наблюдается меньшее накопление жира, более низкий уровень триглицеридов и более мелкие липидные капли [прим.: органелла, которая хранит липиды в клетках] по сравнению с другими диетами, — комментируют исследователи. — Эти результаты позволяют предположить, что микробы в чайном грибе вызывают состояние, подобное голоданию, даже при наличии достаточного количества питательных веществ».

Хотя исследование проводилось на модельном черве C. elegans — микроскопической нематоде, которая, по общему признанию, не имеет таких проблем с накоплением жира, как мы, — ученые полагают, что метаболические эффекты чайного гриба, вероятно, будут наблюдаться и у людей.

«Хотим ясно дать понять: мы не делаем суждений, выводов или заявлений относительно использования чайного гриба в какой-либо медицинской или диетической практике, — отметили специалисты. — Однако наши результаты дают захватывающее представление о возможных механизмах метаболического перепрограммирования у потребителей микробов чайного гриба и закладывают основу для будущих исследований на модельных системах млекопитающих».

Ранее российские ученые создали «умную» пленку для продуктов питания. Отечественная новинка увеличивает срок хранения еды и приносит меньше вреда окружающей среде.