NASA сможет найти инопланетную жизнь всего по одной клетке

Как правило, когда речь идет о жизни за пределами Земли, в первую очередь вспоминаются Марс или какая-то далекая экзопланета. Но на деле, наиболее многообещающими местами кажутся ледяные спутники газовых планет-гигантов в Солнечной системе. Считается, что спутник Сатурна Энцелад и спутник Юпитера Европа содержат под своими ледяными панцирями глобальные океаны с условиями и ключевыми молекулами, которые могут поддерживать жизнь.

NASA в этом году отправит миссию на один из этих спутников. Космический корабль Europa Clipper будет вращаться вокруг Европы на высоте всего 25 км. Это позволит составить карту его состава и геологии, провести измерения внутреннего океана и даже собрать и проанализировать зерна льда и пыли, которые могут находиться в воздухе.

NASA может обнаружить жизнь на ледяном спутнике Юпитера Европе в следующем десятилетии.
NASA может обнаружить жизнь на ледяном спутнике Юпитера Европе в следующем десятилетии.Источник: NASA

Команда ученых из Вашингтонского университета и Свободного университета Берлина провела эксперимент, чтобы выяснить, смогут ли инструменты Europa Clipper обнаружить микробы, заключенные в ледяные зерна. Об этом сообщает New Atlas. Чтобы смоделировать сбор данных из шлейфов Европы, исследователи выпустили тонкую струю жидкой воды в вакуум, затем использовали лазер для возбуждения капель и проанализировали их с помощью масс-спектрометрии, чтобы определить их состав.

В качестве «инопланетян» использовались Sphingopyxis alaskensis, распространенный вид бактерий, который процветает в холодных, бедных питательными веществами средах, таких как воды у Аляски. Подобные микробы заключены в липидную мембрану и могут образовывать слой накипи на поверхности океана, которая в конечном итоге попадает в воздух вместе с морскими брызгами. Если подобная жизнь существует в океане Европы, она потенциально может перенести эти ледяные зерна в космос. Там масс-спектрометр Clipper сможет обнаружить их отрицательно заряженные жирные кислоты и липиды.

Диаграмма показывает, как органический материал (оранжевый) на поверхности океана Европы может переноситься по воздуху и обнаруживаться приборами Europa Clipper.
Диаграмма показывает, как органический материал (оранжевый) на поверхности океана Европы может переноситься по воздуху и обнаруживаться приборами Europa Clipper.Источник: Postberg et al. (2018)/Nature

Действительно, инструмент обнаружил биологический образец размером с одну клетку в одном зерне льда.

Europa Clipper прибудет на Европу в 2030 году. Недавно NASA показало табличку с посланием для инопланетян, которую поместят на этот космический аппарат.