На автомате: как беспилотные автомобили изменят нашу продуктивность

В августе 2016 года российская Cognitive Technologies объявила о создании комплекта устройств для автономного вождения, который может быть установлен на любой автомобиль. Президент группы компаний Ольга Ускова написала для vc.ru колонку о том, как беспилотные автомобили могут повлиять на продуктивность их владельцев — в дороге они смогут заниматься полезными делами вместо того, чтобы управлять транспортным средством.

3bf21c4e042fb5.jpg

Когда говорят о скором наступлении эры беспилотного транспорта, среди главных преимуществ, как правило, встаёт вопрос безопасности. Обещания безопасности поездки — по-прежнему ключевое оружие в арсенале евангелистов беспилотных машин, а после первого летального случая с автопилотом Tesla автопроизводителей призвали уделить этому аспекту особое внимание. Однако в перспективе автороботы обеспечат не только безопасность в дороге, но и большую продуктивность и экономический эффект, о чём уже сейчас говорят аналитики Morgan Stanley.

По их оценке, распространение беспилотников поможет экономике США сэкономить 1,3 триллиона долларов в год или 8% годового ВВП. При этом $507 млрд удастся сохранить именно благодаря повышению личной продуктивности тех, кому больше не нужно будет несколько часов в день держаться за руль, не отрываясь от дороги. Каким образом аналитики пришли к этому показателю и рассчитали продуктивность, не совсем ясно, но легко представить, что она связана с ключевым ресурсом любого делового человека — временем.

В динамичном мире именно время становится основной ценностью, которая определяет потенциал той или иной технологии. Достаточно взглянуть на наиболее значимые сервисы, которые сейчас задают направления развития для всего остального — Uber, Airbnb, многочисленные приложения для онлайн-шоппинга, доставки, навигации.

Все успешные проекты объединяет то, что они не только выгодны пользователям, с материальной точки зрения, но и позволяют сэкономить львиную долю времени и обеспечить удобство за счёт персонализации сервиса. Жизнь ускоряется, и мы ускоряемся вместе с ней: нам нужно не только дёшево, но быстро и удобно. Так, исследование Университета Британской Колумбии показало, что люди, не живущие за чертой бедности, склонны ценить время выше денег и, как правило, более счастливы.

Работа вместо вождения

Эксперты McKinsey полагают, что при превращении водителя в пассажира можно сэкономить до 50 минут свободного времени в день.

Это фактически час рабочего времени, который можно посвятить полноценному решению рабочих вопросов, не боясь пропустить нужный съезд или не успеть на зелёный сигнал светофора.

Однако можно принять в расчёт и более приближенные к российским реалиям цифры: как утверждают в правительстве Москвы, житель столицы в среднем тратит на дорогу до работы 56 минут. Это 112 минут в день, учитывая путь туда и обратно, то есть почти два часа, которые могут быть проведены с пользой.

Говоря о полезной деятельности, необязательно стоит рассматривать только работу: речь о любой активности, которую человек видит как полезную для себя. Вождение, как правило, таким не является, только если вы не автогонщик, профессиональный водитель или просто один из тех, для кого поездка за рулём — лучший способ расслабиться и отдохнуть.

Как показывают исследования, университета Северной Каролины, современные миллениалы и их преемники, на долю которых, очевидно, придётся бум беспилотного транспорта, не так уж склонны к вождению. Более того, согласно отчёту Nielsen и другим аналогичным исследованиям, постоянный и беспрепятственный доступ в сеть для большинства из них — неотъемлемое условие не только для работы, но и для полноценного отдыха. Таким образом, формула продуктивности для «поколения Джобса» может быть сформулирована следующим образом: беспилотный транспорт заменит нежелательный формат вождения на полезное время в сети.

Неудивительно, что уже сегодня многие водители-пассажиры прогнозируют, чем занять свое время в беспилотном автомобиле. Проведенное в июле месяце специалистами Volvo исследование показало что, большинство (78%) опрошенных американцев предпочли бы использовать время в беспилотном автомобиле не праздно, а продуктивно. Кроме того, многие эксперты склонны считать, что и отдых в беспилотнике будет оказывать опосредованное влияние на продуктивность, позволяя восстановиться для решения содержательных проблем, в отличие от поездок в традиционном общественном транспорте или за рулём, которые не являются отдыхом (некоторые компании даже компенсируют сотрудникам дальние поездки на работу и домой).

Ваш помощник — автомобиль

Перспективной нишей в отрасли становится так называемый infotainment — те информационные ресурсы, которыми оснащают и будут оснащать автомобили для комфорта и занятия времени пассажиров.

В этом году разработчики автономных систем продемонстрировали очевидный тренд на персонализацию в infotainment и превращение беспилотника из простого «водителя» в полноценного ассистента. На зимней CES Delphi продемонстрировала на примере Audi SQ5, как машина может общаться с пассажиром и предлагать определённые действия, реагируя на возможности окружающей среды: например, проезжая мимо Starbucks, он уточняет, не хотите ли вы латте, или предлагает подвезти коллегу, если тот оказывается поблизости.

В марте стало известно, что Ford запатентовал собственную развлекательную систему для беспилотников, которая позволит выбирать и смотреть фильмы на экране поверх лобового стекла. Не исключено, что в ближайшем будущем комплектацию автомобиля будут планировать исходя из персональных потребностей покупателя для большей эффективности: одни получат функционального «бизнес-ассистента» с определённым пакетом программ для решения деловых задач, а другие — вместительный семейный минивэн, который поможет забрать ребёнка из школы и подскажет, где проходит ближайшее занятие по теннису. По данным PWC, потенциальный объем этого рынка уже в этом году составил порядка €6 млрд.

Водителям беспилотников — социальную сеть

Стоит сказать, что и в России с большим желанием посвятили бы время в поездках в беспилотниках не столько релаксу, сколько коммуникациям. Подчеркну, что в ответе на главный вопрос эти результаты совпадают с данными исследования Volvo.

Согласно опросу, проведенному в июле месяце Cognitive Technologies совместно с Международным центром робототехники, практически вдвое больше студентов и аспирантов российских вузов (47%) предпочли бы во время поездок в беспилотниках заниматься каким-либо делом, нежели просто отдыхать (27%). 26% затруднились с ответом. При этом лишь 9% большинства готовы продолжать трудовую деятельность, а 38% выразили желание общения, в том числе с другими участниками движения (с друзьями, новые знакомства, получение информации о состоянии движения, погоде и так далее).

В личных интервью респонденты обратили внимание, что, как правило, наиболее удобное время для контактов с друзьями — это поездки с работы. Но из-за неудобств и ограничений общественного и личного транспорта, его возможность, как правило, сводится к минимуму. Беспилотные автомобили, наоборот, помогут эту проблему решить. Поэтому в отделе R&D Cognitive Technologies недавно прозвучала идея создания социальной сети для участников движения беспилотных автомобилей.

Эксперты прогнозируют динамичный рост рынка автоприложений infotainment в ближайшие годы. По данным PWC уже к 2021 году этот сегмент станет третьим по своему потенциалу, после обеспечения безопасности и поддержки автономного вождения с оценочным объемом €13,4 млрд.

Мобильность для всех

Возможности для повышения собственной продуктивности получат и те, кто недостаточно мобилен в условиях существующей транспортной инфраструктуры: люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, которые испытывают сложности в управлении автомобилем, или просто те, кто в связи со сложной транспортной ситуацией выбрал менее эффективную в определённых обстоятельствах удалённую работу или работу у дома.

Например, порядка миллиона человек едет на работу в столицу из Подмосковья каждый день. Эта цифра формируется из наиболее трудоспособного населения 20–40 лет, то есть людей, которым по силам длительные поездки, иногда 5 часов в день.

Представим, сколько менее терпеливых, но столь же эффективных работников отказались от подходящего места из-за высоких временных и финансовых издержек на проезд, выбрав менее предпочтительную работу в пределах транспортной доступности. Это, кстати, одно из ключевых преимуществ крупных сетей вроде McDonald’s, которое привлекает студентов, которым нужны деньги: вместо того, чтобы начинать строить карьеру, они готовы работать за хорошие деньги по удобному графику в пяти минутах от дома.

Что касается инклюзивности, тренд на персонализацию беспилотного транспорта позволит особенным людям выбрать занятие не только по силам, но и по душе. Кроме того, развитие автороботов в целом сделает этот способ передвижения более доступным для широкой аудитории: если не с точки зрения владения, то с точки зрения использования каршеринга, Uber и других сервисов.

В этой связи не вызывает вопросов, что National Council for Disabilities, одна из влиятельнейших американских организаций помощи людям с особенностями развития, является важным лоббистом беспилотного транспорта в США. По мнению руководства Совета, распространение автономных машин позволит 57 миллионам американцев с инвалидностью найти работу, учёбу, а главное — получить возможность встречаться, общаться и вести полноценную жизнь.

Машина работает на вас

Недавно предприниматель Эль Резник в колонке на Fortune поделился точкой зрения о том, что автономные машины могут стать для их владельцев дополнительным источником заработка, если те позволят им развозить пассажиров в то время, когда сами владельцы их не используют, например, ночью. В этом случае фактически воспроизводится действующая модель Uber в улучшенном для автовладельца варианте: ему не нужно будет лично выступать водителем, достаточно передать свой автомобиль в соответствующее использование другим.

Как известно, столь же грандиозный план по поводу своих машин имеет и Элон Маск. Одним из аспектов развития модели владения Tesla он видит самоокупающееся приобретение. Так, покупатели смогут брать машину в рассрочку, а затем сдавать её в пользование для пассажиров, при этом доход от конкретного автомобиля сможет постепенно покрывать её стоимость.

Учитывая, что мы используем машины только 10% суток, у этой модели блестящий экономический потенциал, который принесёт пользу всем: и автопроизводителю, и покупателю и пассажирам. Более того, подобная модель позволит сделать более гладким транзитный период, когда появятся первые стопроцентные беспилотники, которые на начальном этапе будут стоить очень дорого.

Жизнеспособность перспективы беспилотных пассажирских схем подтверждает недавняя сделка между Volvo и Uber, позволившая сервису запустить беспилотные поездки в Питтсбурге в конце августа. Несмотря на то, что столь агрессивный запуск беспилотников на рынок пассажирских перевозок нам кажется преждевременным, он позволяет обрисовать отдалённое будущее повсеместного использования автономных машин и те выгоды, которые они могут принести. А пока же нам, разработчикам беспилотников, нужно подумать о том, как создать для этого необходимые условия.

Статьи по теме

©  vc.ru