Месяц работы по 10 часов в день 4 дня в неделю — результаты эксперимента команды Netpeak

Команда украинского агентства интернет-маркетинга Netpeak попробовала отказаться от стандартной пятидневной рабочей недели по 8 часов в день и перейти на режим работы по 10 часов в день 4 дня в неделю. Директор по маркетингу компании Netpeak поделился в своем блоге результатами эксперимента.

Ровно месяц назад я наткнулся на статью «Перевод команды на четырехдневную рабочую неделю», в которой основатель и генеральный директор сервиса Picr Виталий Рыжков рассказал о том, как благодаря переходу на четырехдневную рабочую неделю его команде удалось заметно повысить эффективность своей работы.

Идея повысить продуктивность и при этом получить дополнительный выходной день, который можно провести с семьей, меня очень заинтересовала. Я экстраполировал тезисы и приёмы, описанные в статье, на реалии своей работы, пообщался с HR, а затем с сотрудниками своего отдела, презентовав им идею.

Озвучив правила эксперимента и проведя опрос, чтобы удостовериться, что все действительно хотят в этом участвовать, в понедельник, 8 февраля 2016 года, мы на месяц перешли c 8-часового рабочего дня 5 дней в неделю на 10-часовый рабочий день при 4-дневной рабочей неделе.

На следующий день я написал заметку в Facebook, после публикации которой до сих пор получаю тонну вопросов в личку о том «как всё идет».

Сегодня четверг, последний, 16-й день эксперимента (заметка написана 3 марта 2016 года — прим. ред.). За 16 дней я и мои коллеги отработали более 160 часов и теперь, проведя итоговый опрос, проанализировав KPI отдела и свои субъективные впечатления, я готов поделиться итогами эксперимента.

Результаты опроса сотрудников и анализа эффективности

  1. Самооценка эффективности возросла. Режим »10 рабочих часов 4 дня в неделю» и «не заходить в почту, мессенджеры и социалки до обеда», по собственному мнению большинства сотрудников, повысил их эффективность почти в два раза. 75% считают, что во время эксперимента стали работать лучше, а 63% — что во время эксперимента выполнили больше задач.
  2. Удлиненный рабочий день влияет на питание. 38% заметили, что стали больше есть на работе, а 25% стали пить больше кофе или чая. Стоит отметить, что, работая в таком режиме, приходишь на работу в 9 утра, уходишь в 8 вечера и ужинаешь дома, в лучшем случае, ближе к 9 вечера — не самое полезное занятие. Хороший вариант — брать еду на вечер с собой в офис, или заказывать. Кстати, 38% отметили, что их финансовые расходы возросли во время эксперимента.
  3. Меньше отвлекаешься — больше доволен собой. 38% опрошенных хотят и в будущем не включать до обеда мессенджеры и социальные сети, но иметь возможность работать с почтой. 100% хотят навсегда отказаться от социальных сетей до обеда.
  4. Одного месяца мало, чтобы полностью изменить режим сна — вставать раньше легко, засыпать раньше сложно. В среднем, все участники эксперимента стали спать на 1,5 часа меньше в рабочие сутки. При этом 50% сотрудников досыпали это время на выходных (в среднем стали спать на 3 часа больше), а вторые 50% спали на выходных столько-же, сколько и до эксперимента, то есть просто потеряли десяток часов сна за месяц.
  5. Полноценный сон — здоровый вид. Счетчик «сколько человек сказали тебе, что ты стал выглядеть хуже» у одного сотрудника показывает 2, еще у одного 4, а у нашего рекордсмена — целых 5 человек.
  6. Еще один выходной, действительно, полезен и важен. Больше половины сотрудников отметили, что во время эксперимента им удалось проводить больше времени с близкими, чем в обычный рабочий месяц. Подавляющее большинство участников эксперимента за прошедший месяц стали больше читать и больше смотреть фильмов. А 88% отметили пользу для личных дел, которую дал еще один свободный день.
  7. Длиннее день — проще задачи. Подавляющее большинство отметило, что благодаря эксперименту им удалось сосредоточиться на больших задачах, сосредоточиться и наконец-то сделать их.
  8. Половина дня офлайн никак не мешают взаимодействию с другими отделами. 88% не заметили совершенно никаких проблем, причиной которых могла стать недоступность в почте или мессенджерах до обеда. Все важные и срочные вопросы просто стали решаться живым общением или телефонным звонком, а не сообщением в Slack и Skype.
  9. На 10 рабочих часов энергии хватает далеко не каждому. Для половины участников эксперимента самым сложным периодом 10-часового рабочего дня стал поздний вечер, то есть как раз последние два часа работы.
  10. Интересный факт. Я посчитал показатель «количество выполненных задач в этом месяце из поставленных в этом месяце» (задачу поставили в феврале и выполнили в феврале) и сравнил его с прошлыми месяцами. За время эксперимента этот показатель у 70% сотрудников вырос почти в два раза (у нескольких — еще больше).
  11. Оценка KPI, как я и ожидал, не дала четкого ответа на вопрос «стали ли все лучше работать». У меня отдел маркетинга, в котором есть дизайнер, программист, копирайтеры, редакторы, пиарщики и, собственно, маркетологи. К сожалению, работу далеко не каждого из них можно оценить простыми цифрами и графиками. В частности, итоги выполнения многих задач тянут за собой «длинный хвост», то есть их эффект должен проявиться только через 3–5 месяцев.
  12. Общее количество выполненных задач выросло за время эксперимента. Но этот показатель я нигде не учитываю, так как каждая задача отличается от другой и сложностью и времязатратами, так что простое увеличение числа их выполнения не значит ровным счетом ничего.

Минусы, которые стоило бы учесть

  1. Такой эксперимент показал бы лучшие результаты, если бы проводился не в феврале, а в июле, к примеру. Долгий световой день, постоянно открытые окна и вообще лето — чистая энергия сама по себе. В феврале тяжело просыпаться рано, когда за окном еще темно.
  2. Как минимум трём участникам эксперимента приходилось совмещать 10-часовый рабочий день с другими обязательными делами, в частности, с различными образовательными курсами. Для чистоты эксперимента все его участники должны приезжать на работу из дома и с работы уходить также домой.

Выводы

  1. Эксперимент «Выживший» (10 рабочих часов в день) действительно повысил качество работы отдела.
    1.1. Выполнено множество «больших» задач, до которых месяцами не доходили руки.
    1.2. Все стали приходить и уходить примерно в одинаковое время.
    1.3. Дополнительный выходной день в неделе позволил решить много мелких бытовых задач и дольше быть рядом с близкими.
    1.4. Элемент тимбилдинга также дал свои положительные плоды. Как ни удивительно, команда стала сплоченнее благодаря общим тяготам. Забавным фактом стало и то, что наш отдел стал намного популярнее среди остальных сотрудников компании. Не проходило ни одного обеда на кухне, чтобы кого-то из маркетинга не спросили «Ну, и как там ваш эксперимент? Тяжело? А как выходные проводишь?»
    1.5. Однако работать долго в таком режиме, судя по всему, невозможно. Пока мы возвращаемся к стандартному 8-часовому рабочему дню, но это не значит, что в будущем не попробуем еще какой-то новый вариант. Кстати, участники эксперимента уже предложили попробовать облегченный вариант «Выжившего», а именно — 4 рабочих дня по 9 часов и 1 рабочий день по 4 часа.
  2. Эксперимент с отказом от использования мессенджеров и социальных сетей до обеденного перерыва отныне превращается в рекомендацию. Это не запрет и контролироваться выполнение рекомендации никак не будет, но другие отделы будут в курсе, что вопросы к нам стоит либо отложить на вторую половину дня, либо задать их с помощью живого общения.
  3. Всего один участник эксперимента в начале четвертой недели задумавшись опустил свой телефон в стакан с водой. Считаю это отличным показателем.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

©  vc.ru