Лайнер в надежных руках: все о безопасности пассажирских авиаперелетов

17.08.2021, 17:08
Известно, что в педагогике, медицине, футболе и авиации разбирается практически каждый второй, однако такой вопрос, как безопасность пассажирских авиаперелетов, лучше все же обсуждать с профессионалами. С теми, кто эту безопасность обеспечивает. Чтобы прояснить все интересующие нас моменты, мы отправились в московский аэропорт Домодедово. Это один из хабов и здесь базируется хорошо известная российским путешественникам авиакомпания S7 Airlines. Ее представители рассказали и показали «ПМ», как обслуживаются современные лайнеры и что нужно сделать на земле, чтобы в небе было комфортно и безопасно.
Олег Макаров
Лайнер в надежных руках: все о безопасности пассажирских авиаперелетов

Мало времени для многих дел

Пройдя строжайший контроль службы безопасности, мы попали в святая святых — на летное поле. Здесь рядом с терминалом стоит самолет А320neo в знакомой салатовой ливрее. Он только что завершил полет, и его готовят к новому вояжу. Возможно, для кого-то это станет сюрпризом, но среднемагистральный пассажирский лайнер, не находящийся в ремонте или на серьезном техобслуживании, проводит больше времени в полете, чем на стоянке (или перроне, как говорят авиаторы). Но за час-два между посадкой и новым взлетом необходимо провести несколько важных и обязательных предполетных процедур, которые связаны, в частности, с безопасностью.

Сначала инженерно-технический персонал осматривает самолет снаружи. Проводится общая инспекция воздушного судна на видимые повреждения. Техники проверяют состояние фюзеляжа (включая остекление кабины пилотов и пассажирские иллюминаторы), нижней поверхности крыла. Обследуют предкрылки, закрылки, спойлеры, рули высоты и руль направления, стойки шасси, пневматики (шины) и тормозные устройства. Работоспособность электронных систем проверяют с помощью дисплея в кабине пилотов — на нем выводятся сообщения о неисправностях. 

Важный момент — заправка топливом. Горючее в баки лайнера доставляет цистерна-автозаправщик или машина-диспенсер (еще ее называют сервисер), которая забирает керосин из трубопровода, проложенного под аэродромом. У экипажа заправочной машины обязательно есть на руках документы, в которых зафиксированы все физико-химические параметры горючего. Визуально чистоту топлива можно проверить с помощью установленной на машине прозрачной колбы. Самолет также заправляют водой: перед взлетом бак для питьевой воды (около 200 л) должен быть заполнен. А вот бак с отходами из туалетов, наоборот, необходимо полностью опустошить. На специальной машине в самолет доставляется бортпитание.

В салоне тем временем работает большая бригада уборщиков. За короткое время им надо не только пропылесосить пол и кресла, вынуть мусор из карманов, но и продезинфицировать салон специальным раствором. На всех рейсах S7 Airlines в обязательном порядке применяются моющие дезинфицирующие спецсредства повышенной концентрации. Особое внимание уделяют тем поверхностям, с которыми пассажиры контактируют чаще всего: это складные столики, подлокотники, ручки и багажные полки. Организовано проветривание салона между рейсами, а состав аптечек дополнен медицинскими масками и одноразовыми перчатками. Пассажиров обеспечивают антибактериальными салфетками.

Все экипажи S7 Airlines прошли дополнительный инструктаж и знают, как поступить при обнаружении на рейсе пассажиров с симптомами COVID-19. Перед каждым полетом члены экипажа проходят обязательный медосмотр, включающий измерение температуры и антисептическую обработку рук и лица. Во время рейсов экипаж работает в масках и перчатках. Все это делают в любое время суток самыми последними и современными дезсредствами, разрешенными к использованию в авиации.

За час — час двадцать до вылета на самолет приезжают пилоты и готовятся к рейсу. Пока второй пилот вносит полетный план в системы самолета, командир осматривает лайнер снаружи, проходя по тому же маршруту, что и инженерно-технический персонал. Так снижается вероятность что-то упустить. Если командира воздушного судна все устраивает, он принимает самолет у техников, ставя подпись в бортовом журнале.

10 фактов о безопасности

Item 1 of 10

Человек умеет ходить по суше и плавать, но летать не может. Возможно, именно в этом кроется причина особого отношения многих людей к воздушному транспорту. Полет на самолете кажется чем-то рискованным и экстремальным. Вместе с тем современный авиалайнер — это высокотехнологичное транспортное средство, отличающееся высокой надежностью. Самолет держится в воздухе и преодолевает пространство в полном соответствии с законами физики подобно тому, как автомобиль едет по дороге или корабль плывет по морю.

Читать полный текст

Под постоянным присмотром

Предполетные инспекции, конечно, очень важная процедура, но это лишь небольшая часть технического обслуживания самолета. ТО гражданских судов — это фактически целая отрасль, которая в структуре S7 представлена компанией S7 Technics. Надо сказать, что S7 Technics не только обслуживает и ремонтирует лайнеры под родным брендом, но и работает с другими авиакомпаниями, в том числе и иностранными. Это ведущий провайдер по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в России и СНГ. В ангаре S7 Technics мы поговорили с ведущим инженером Павлом Настюковым.

Павел Настюков

В ангаре S7 Technics мы замечаем несколько лайнеров, проходящих базовое техобслуживание. Непривычно видеть самолеты, к стремительным очертаниям которых мы так привыкли, с разобранным крылом или с килем, с которого демонтирована обшивка, рули направления и рули высоты. В ангаре выполняют несметное количество технологических операций, некоторые из них довольно необычные. Вот пример. Среднемагистральные самолеты типа Boeing 737 или A320 пока еще делают из металла, но в новейших модификациях многие детали уже изготовлены из композитных материалов. Такие детали легче и прочнее металлических, но имеют специфические особенности. В частности, углепластик «притягивает» к себе влагу из воздуха, из-за чего вода постепенно скапливается в полостях композитных деталей. И вот мы видим, как в демонтированном композитном руле направления специалисты S7 Technics ищут «затаившуюся» воду с помощью тепловизора (материал руля и вода имеют разные теплопроводные свойства). Если вода будет обнаружена, ее удалят, чтобы она не создавала дополнительную нагрузку на руль и не увеличивала массу самолета.

Безопасность — это не возраст

Повсюду на разобранных участках крыльев и фюзеляжей мы видим прикрепленные большие красные бирки, некоторые с надписью Remove before flight (удалить до полета).

Главная задача всех, кто выполняет в S7 Technics техническое обслуживание самолета, заключается в том, чтобы лайнер покинул ангар в состоянии летной годности.

©  Популярная Механика