Космический телескоп «Джеймс Уэбб» (JWST) помогает учёным раскрыть секреты эволюции Нептуна и появления воды на Земле с помощью исследования ледяных астероидов на краю Солнечной системы.

Одной из новых находок стало обнаружение двойной системы астероидов Морс-Сомнус, расположенной внутри ледяного региона, населённого объектами, составляющими Пояс Койпера за орбитой Нептуна. Учёные предлагают использовать эту систему в качестве модели для изучения не только динамики Нептуна, но и других ледяных тел в Поясе Койпера — транснептуновых объектов (ТНО). Некоторые более крупные ТНО уже подробно исследовались ранее, но это исследование, проведённое в рамках программы наблюдений JWST «Поверхностный состав транснептуновых объектов», впервые представил данные о поверхностном составе пары ТНО и раскрыл их химический состав.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» исследовал двойную систему Морс-Сомнус в Поясе КойпераИллюстрации космического телескопа «Джеймс Уэбб», наблюдающего Морс Сомнус. Источник:  Angela Ramirez, UCF

Учёные, под руководством Аны Каролиной де Соуза, провели исследование данных и выявили химический состав Морс-Сомнуса. Это позволило им лучше понять распределение молекул углерода, кислорода, азота и водорода, которые могли сыграть ключевую роль в формировании планет и малых тел нашей Солнечной системы. Кроме того, эти молекулы являются источником жизни и воды на Земле.

Особенностью Морс-Сомнуса является его статус редкой двойной системы Пояса Койпера. Обычно двойные системы имеют недолгую продолжительность из-за отсутствия защиты от других ледяных объектов внутри пояса. Это позволяет предположить, что Морс-Сомнус перемещался относительно медленно, чтобы достичь своего нынешнего положения за пределами Пояса Койпера.

Исследователи также сравнили поверхность Морс-Сомнуса с другими шестью ТНО и обнаружили общие черты между ними. Все эти холодные типичные представители, включая астероиды Морс и Сомнус, образовались в одном и том же регионе Пояса Койпера, на расстоянии примерно 4,35 миллиарда километров друг от друга. Это может помочь учёным лучше понять историю Нептуна и его миграцию на текущую орбиту.

Научный руководитель исследования, Ноэми Пинилья-Алонсо, разработала программу с названием Disco-TNOs, направленную на подробное исследование объектов Пояса Койпера и даже за его пределами при помощи JWST. Она подчёркивает, что телескоп обладает уникальными спектральными возможностями, которые позволяют расширить границы изучения объектов в Солнечной системе.

Ожидается, что последующие данные, полученные от JWST в рамках программы Disco-TNOs, принесут ещё больше интересных открытий, которые помогут лучше понять процессы, происходящие в нашей Солнечной системе и их влияние на возникновение жизни на Земле.