Международная коллаборация Event Horizon Telescope, которая сделала историческое первое в истории изображение черной дыры, снова вызвала удивление в научном сообществе. Этот выдающийся коллектив учёных снова представил изображение чёрной дыры в центре нашей галактики,  «Стрелец А*».

Коллаборация Event Horizon Telescope представила новое изображение чёрной дыры в центре Млечного ПутиЧёрная дыра Sgr A* в поляризованном свете. Источник:  EHT Collaboration

Черные дыры — это космические объекты с крайне сильной гравитацией, поглощающие всё вещество и свет, попадающее в их горизонт событий. Это делает их практически невидимыми для обычного наблюдения. Несмотря на то, что саму чёрную дыру невозможно наблюдать, вращающийся газ и вещество в её окрестностях излучают достаточно яркий свет, который можно зарегистрировать. Для получения нового изображения коллаборация Event Horizon Telescope использовала эффект поляризации света, что позволило отобразить мощные магнитные поля, окружающие чёрную дыру.

«Наблюдаемая нами структура поляризации свидетельствует о наличии сильных, искривлённых и организованных магнитных полей вблизи чёрной дыры Sgr A*», — сказала Сара Иссаун, одна из соруководителей проекта в Центре астрофизики Гарвардского и Смитсоновского института.

Новое изображение предоставило возможность сравнить Sgr A* с чёрной дырой M87*, первое изображение которой было получено ранее. Исследователи обнаружили схожесть в строении магнитных полей обеих чёрных дыр.

«Наряду с тем, что Sgr A* имеет поразительно похожую структуру поляризации на ту, что наблюдается в гораздо большей и мощной чёрной дыре M87*, мы узнали, что сильные и упорядоченные магнитные поля имеют решающее значение того, как чёрные дыры взаимодействуют с газом и веществом вокруг них», — сказала Иссаун.

Поляризация света относится к ориентации, в которой колеблются волны. Когда свет поляризован, он колеблется в определённом направлении, и хотя для человеческого глаза он выглядит так же, как обычный свет, исследователи изучают поляризованный свет, чтобы узнать об ориентации магнитных полей.

«Поляризованный свет горячего светящегося газа вблизи чёрных дыр помогает делать выводы о структуре и силе магнитных полей, которые пронизывают потоки газа и пыли, которыми «питается» чёрная дыра», — объяснил соруководитель проекта Анджело Рикарте.

Исследователи использовали аналогичную технику для изучения магнитных полей M87* в 2021 году, и теперь, имея похожие данные Sgr A*, они могут сравнить их. Поразительное открытие заключается в том, что хотя Sgr A* более чем в тысячу раз меньше M87*, они имеют схожие магнитные поля.

Мариафелиция Де Лаурентис, заместитель научного сотрудника проекта, отмечает, что это открытие подразумевает универсальные физические процессы, регулирующие питание и испарение чёрных дыр. Помимо этого, оно способствует улучшению теоретических моделей и симуляций, а также расширяет понимание физики чёрных дыр вблизи горизонта событий.