Когда наступил ступор: 20 рабочих способов перезагрузить команду

Но иногда наступает ступор. Вы собрали отличных ребят, они рьяно взялись за дело, но что-то не ладится. Менеджер спорит с дизайнером про четыре красные перпендикулярные линии. Молодой криэйтор обиженно сидит в углу, так как его идеи никто не понял. Ответственный за проект тупит в свой планшет — у него был план обсуждения, но все застряло на первом пункте.

Что делать? Перезагрузиться.

Есть несложные приемы, которые помогают столкнуть застрявшую команду с места. Попробуйте один из них — и все вдруг заработает!

1. Понаблюдайте, не вмешиваясь

Посидите в уголке на очередной встрече. Попробуйте не встревать в обсуждение, а выделить главное. Кто ведет в команде — назначенный лидер или харизматичный аутсайдер? Ведет ли вообще кто-то разговор или все движется наугад? Кто выступает как адвокат дьявола — возражает на каждый пункт? Кто равнодушен к проекту? На чем спотыкается обсуждение? Составьте для себя список вопросов и попробуйте найти ответы на них.

2. Спросите, нужна ли помощь

Команда может жить в плену иллюзий. Кажется, что людей отправили покорять вершины — и ждут, как они себя покажут. А обратиться за помощью — значит показать, что не справились. Бывают и другие причины, по которым люди могут молчать и не просить помощи. Просто спросите.

3. Слушайте каждого

Выслушайте каждого члена команды. Нет ли каких-то личных обид и оскорблений? Даже самая маленькая «мышка» в команде, которая только раскладывает блокноты по столу и делает кофе, заслуживает внимания. Понаблюдав за командой, вы можете увидеть точки напряжения. Каждая такая точка — это потенциальный кризис или напротив — возможность. С каждой нужно разбираться.

4. Разберитесь с мотивацией

Выясните, насколько заинтересованы ли члены команды в проекте. Что вообще их мотивирует? Кто и зачем пришел в команду? Кто-то настроен поработать в интересной компании. Кто-то рассчитывает на карьерный рост. Кто-то хочет вырваться из рутины. Найдите движущие мотивы команды — вы удивитесь, когда поймете, что ваш лидер, например, пришел в группу ради улыбки одной девушки…

5. Старайтесь услышать

Практикуйте активное слушание. Приемы активного (эмпатического) слушания — техника, которая помогает вести беседу в верном направлении. Контролируйте течение беседы, используйте разные приемы (пересказ, повторение, сообщение о восприятии), чтобы вывести разговор в конструктивное русло. Если вы хотя бы в небольшом объеме освоите эту технику, она поможет не только при перезагрузке команды.

6. Станьте медиатором

Иногда нужно, чтобы члены команды услышали друг друга и нашли решение как команда. Позиция медиатора — над спором, он не заинтересован ни в одной из сторон и помогает найти взвешенное решение. Медиация применяется чаще всего при разрешении юридических конфликтов, но можно использовать ее и в корпоративных баталиях. Для применения этого приема потребуется определенный навык, но если у вас получится — результат порадует всю команду.

7. Найдите постороннего

Найдите стороннего наблюдателя, который мог бы непредвзято посмотреть на ситуацию и помочь найти выход. Пригласите консультанта или просто старшего товарища. Может быть, вы сами что-то не замечаете, потому что слишком хорошо всех знаете. Человек со стороны заметит то, что вам кажется привычным, но на деле мешает работать.

8. Пригласите наставников

Приглашайте экспертов, если видите, что команда не справляется. Позовите коуча, чтобы вырулить из конфликта. Попросите кого-то более опытного провести показательные обсуждения проекта. Если затруднение имеет технологический характер, позовите эксперта в этой сфере. Иногда хорошей команде нужна буквально одна подсказка…

9. Боритесь

Команда должна начать бороться с привычками, которые тянут назад. Мало узнать, чем «больна» команда. Надо с этим что-то делать. Например, если команда хронически выпадает из регламента — введите наглядный тайминг — принесите свои кухонные часы и ставьте посреди стола. Более серьезные затруднения так легко не решаются, но бороться нужно.

10. Постройте боевую команду

Попросите группу построить идеальную команду. Распределите стратегические роли: вам нужны лидер, мудрец, спорщик, хранитель знаний. Потом выделите технологические роли: стратег, аналитик, дизайнер, верстальщик, мастер скетчей или презентаций. Обсудите, кто какие роли выполняет и кого не хватает.

11. Найдите сильные стороны

Это следующий шаг после построения идеальной команды. Но и как отдельное упражнение такая техника выручает лидера команды. Просто осмотритесь, может, у вас стратег занимается рутиной, а специалист по моделированию ведет протокол и рассылает релизы.

12. Заменяйте участников

Заменяйте членов команды, если они не могут справиться с заданием. В конце концов, если вы увидели, что кто-то не тянет или препятствует развитию проекта, можно просто вывести человека из команды. Это непростое действие, нужно постараться никого не обидеть. Здесь все зависит от вашего управленческого мастерства и эмпатии.

13. Напишите манифест

Запишите положения, с которыми согласен каждый член команды. Этот документ станет соглашением о командном единстве. Посмотрите на Agile-манифест. И сделайте свой. Зафиксируйте факты, обозначьте цели и способы их достижения, доведите манифест до общего сведения. Слабое место всех манифестов — их вешают на стену и забывают. Чтобы этого не произошло, привлеките к редактированию всю команду. Пусть каждый считает себя соавтором манифеста.

14. Устанавливайте цели и правила

Установите цели (главные и промежуточные), командные правила и зоны ответственности. Распишите путь вперед с помощью промежуточных целей. Назначьте ответственных за каждый участок. Задайте правила взаимодействия. Все это дисциплинирует команду —, а иногда выявляет узкие места. Например, вы вдруг обнаруживаете, что назначаете одному человеку уже четвертую роль. Или наоборот, не можете найти занятия кому-то. Все это — повод внимательно рассмотреть структуру команды.

15. Отслеживайте свой путь

Если что-то пошло не так, нужно знать, когда это случилось. Хорошо, если вы сразу начали пользоваться инструментами для организации работы команды — тогда ответы на трудные вопросы найдутся легко. На какой стадии вы изменили стратегию? Как и когда получилось, что из команды вышел основной генератор идей? Когда вы отказались от потенциально самой сильной идеи? Найдите точки перелома. Разберитесь в причинах. Попробуйте исправить ошибки.

16. Визуализируйте процесс

Изобразите процесс своего движения, рисуя графики, ставя значки или любым другим способом. Наклеивайте на временной график стикеры, отмечая разные события. Просто ведите визуальную историю проекта. Отмечайте всё существенное. Визуализация позволяет увидеть нелинейные связи и неожиданные совпадения. А еще — это эмоциональная карта, в которой могут проявиться мнения участников. Например — почему на вчерашней пометке о совещании нарисован смайлик?

17. Фиксируйте достижения

Вы уже начали визуализировать. Поставьте в день, когда начали перемены, жирную метку. И через какое-то время отпразднуйте юбилей: прошло 2 недели, подвижки есть, команда здоровеет. И не бросайте эту практику.

18. Не допустите повторения кризиса

Конечно, команду ждут и другие приключения, но стоит помнить, на чем вы уже обожглись, и не допускать тех же ошибок. Не волнуйтесь, жизнь подбросит вам новые. А старые ошибки нужно переосмыслить и внести в регламенты меры, предупреждающие подобные ошибки.

19. Ждите

Спокойно ждите положительных изменений. Если вы сделали все, что могли, дайте волнам успокоиться. Ничего не меняется сразу. Не ждите, что перестановки в команде немедленно рванут проект вверх. Учтите инерцию человеческих отношений. Наберитесь терпения.

20. Постройте заново — это экстремальный совет, его стоит применять в крайнем случае

Бывает и так. Иногда нужно начать с чистого листа, чтобы учесть все ошибки и сделать все правильно. Просто подведите черту, сообщите всем, что цель не достигнута, но их усилия будут учтены (и вознаграждены). А потом сделайте выводы и начинайте строить команду 2.0.

0EiOSqFwQELEeZR9Kjp0TpF7tQcAC5-oIQl1biIl

Попробуйте один из этих приемов, когда будете стоять перед пустой доской, а ваша команда будет смотреть на вас с обидой и недоумением. Такие моменты случаются у всех. Важно лишь то, как вы выбираетесь из подобных ситуаций.

©  vc.ru