Катастрофа в космосе: история корабля, который приземлился удачно, а космонавты не выжили

17.03.2022, 14:00
Загадочные совпадения, странные обстоятельства и сложные отношения внутри самой страшной трагедии советской космонавтики. Экипаж «Союза-11» был в шаге от завершения трудного полёта, но что-то пошло не так.
Домашний Очаг
Катастрофа в космосе: история корабля, который приземлился удачно, а космонавты не выжили
РИА Новости

Люди из поисковой группы открыли люк спускаемого аппарата — по ним буквально ударила тишина. То есть, звуки были, но вокруг: стрекот вертолетов, шум ветра, скрип песка под ногами. В корабле же было тихо, как в склепе. Космонавты лежали неподвижно, они выглядели невредимыми, но как будто потеряли сознание.

В группе были врачи, они бросились делать искусственное дыхание, массаж сердца. В отчетах позднее напишут «проводили реабилитационные мероприятия до появления абсолютных признаков смерти». Потом кто-то сказал передать в Москву: экипаж приземлился без признаков жизни. Это была самая страшная трагедия в истории советского космоса, и в эти минуты она выглядела, как цитата из какого-нибудь «Соляриса»: необъяснимо, зловеще, как будто вмешалась какая-то злая сила, гораздо более могущественная, чем человек. Что случилось с экипажем «Союза-11» в не таком уж и далеком 1971 году? Случайными ли были все странные события, которые произошли накануне полета? Можно ли верить в судьбу в наш космический век?

Роман с Луной

Прошло всего пять лет после триумфального полета Гагарина в космос, а для советской космонавтики уже настало плохое время. Американцы дышали в спину, надо было наращивать темп, закреплять достижения, но неудача следовала за неудачей, беда за бедой. Сначала, в январе 1966 года,  умер Королев, а ему еще не исполнилось и 60 лет, он был на пике научной формы. Конечно, он довел бы до конца лунную программу, если бы не измученное сердце, не арест, не пытки, не колымский лагерь…

Wikimedia Commons
Королёв Сергей Павлович, конструктор ракетно-космических систем

А так его больное сердце просто не выдержало напряжения: когда межпланетная станция «Луна-8» не смогла сесть на поверхность Луны и разбилась, Генеральному Конструктору стало плохо. Он почувствовал сильную боль в груди, но прожил еще несколько дней, умер во время плановой операции. Космонавты Владимир Комаров и Юрий Гагарин раздобыли часть праха Королева, чтобы похоронить его на Луне, но добраться до Луны ни одному из них не довелось, скоро оба они трагически погибли. Комаров — во время полета экспериментального корабля «Союз-1», Гагарин разбился на истребителе МиГ-15УТИ из-за ошибочной команды с земли.

Тем временем американцы бросили на лунную программу все силы; побывать на спутнике Земли первыми было вопросом мирового престижа.

Королев не успел закончить лунную ракету Н-1, ее испытания проходили из рук вон плохо. Советские космонавты, которые должны были лететь на Луну, бомбили ЦК письмами, просили разрешить им полет на свой страх и риск, но им, конечно, не разрешили. Первыми на Луну высадились американцы, и СССР от лунных амбиций отказался. Все силы были брошены на другой проект — первую в мире обитаемую орбитальную станцию. Управляемая научная лаборатория на орбите Земли  должна была вернуть нам научный престиж, сравнять счет с соперниками.

РИА Новости
Экипаж космического корабля «Союз-11» (слева направо): бортинженер Владислав Волков, командир корабля Георгий Добровольский и инженер-испытатель Виктор Пацаев.

Орбитальная станция пускает не всех

По плану, на первой орбитальной станции должны были работать три экспедиции. Первый экипаж: Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников, второй — Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин, третий — Владимир Шаталов, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Резервный экипаж состоял из Георгия Добровольского, Виталия Севастьянова и Анатолия Воронова. Никто из резервного экипажа особо не надеялся, что сможет попасть на первую станцию, но, кажется, все уже было предопределено — кому слава, кому забвение, кому долгая жизнь,  кому ужасная смерть…Началось с того, что Шонин впервые в жизни проспал, но что он проспал — тренировку на космическом корабле!  

Советский космонавт не имел права на человеческие слабости, Шонина отстранили от дальнейшей подготовки.

Он не смог это принять: последовал тяжелый психологический срыв и долгое лечение в госпитале. А в экипажах произошли перестановки: Шаталова перевели из третьего отряда в первый, Добровольского в третий. И вот апрель 1971 года, орбитальная станция «Салют» уже на околоземной орбите, к ней летит космический корабль с экипажем в составе Шаталова, Елисеева и Рукавишникова. Но, видимо, наш космос еще не миновал черную полосу: экипаж не смог не перейти на орбитальную станцию; еле-еле получилось отстыковать от нее корабль и вернуться на Землю. Космонавты злились, ученые в экстренном темпе доводили до ума стыковочные узлы, но с ними не было Королева, все шло тяжело и медленно.

РИА Новости
Космический корабль «Союз-11» на стартовой площадке

Неразбитая тарелка космонавта Леонова

Новая попытка стыковки была намечена на июнь. Работать на орбитальной станции должны были Леонов,   Кубасов и Колодин. Их провожали на Байконур, и Леонов, всеобщий любимец и авторитет, бросил на пол тарелку: на счастье! Тарелка не разбилась. Мелочь, суеверие –, но какое-то гнетущие напряжение повисло в воздухе, предчувствие беды. И не зря! Буквально перед стартом  медики запретили лететь Валерию Кубасову, у него в легких нашли нехорошее затемнение. «Опухолевый инфильтрат», — заключили медики. Леонов просил заменить Кубасова на его дублера, бортинженера  Владислава Волкова, но по протоколу в таких случаях заменяли весь экипаж: важна была сплоченность коллектива, психологическая совместимость его членов. Космонавты двух экипажей открыто не ссорились, но обстановка была нервной, у космонавтов из команды Леонова было ощущение, что рушится вся их жизнь. 

Они ведь и жили ради этих полетов, годами тренировались, ждали своего часа и что же, все зря?

Леонов был просто в бешенстве, Кубасов чувствовал себя абсолютно здоровым и не понимал, как у него могли найти какое-то затемнение… Колодину было хуже всех: он понимал, что для него это был единственный шанс полететь в космос, и вот этот шанс уходит у него из рук. В космос он так и не полетел. А диагноз Кубасова, кстати, потом не подтвердился. На орбитальную станцию отправились Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Стыковка космического корабля со станцией прошла успешно. Космонавты перешли на «Салют» и начали работу.

РИА Новости
Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Экипаж космического корабля «Союз-11» на тренировке в кабине корабля-тренажера. Справа налево: инженер-испытатель Виктор Пацаев, командир корабля Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков

Психологическая несовместимость

Очень скоро выяснилось, что космонавтам трудно работать вместе. Включать в один экипаж Добровольского и Волкова было большой ошибкой: слаженной работы у них не получалось, жизнь на станции стала для обоих настоящим мучением. Космонавты очень редко говорят о проблемах с общением на станции, для них это профессиональное табу, и только однажды и много позже космонавт Талгат Мусабаев признался:

«Психологические трения возникают даже при хорошо проверенной, казалось бы, совместимости, которую обеспечивают во многом психологи. На это влияют условия полета».

 Так и здесь:  бортинженер Волков хотел быть лидером, все время проявлял инициативу, но лидером должен быть командир экипажа, а им был Добровольский. По телевизору и в газетах сообщалось, что работа на станции идет по плану, экипаж чувствует себя отлично. Но позже в рабочем дневнике Добровольского нашли запись: «Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?». Экспедиция проработала 11 дней, когда на станции начался пожар, к счастью, его затушили, но у специалистов на Земле, которые курировали работу экипажа в космосе, напряжение не спадало, все ждали какого-то подвоха. Генерал Каманин, руководивший подготовкой космонавтов, записал в дневник: «В восемь утра Добровольский и Пацаев еще спали, на связь вышел Волков, который вчера, по докладу Быковского, нервничал больше всех и слишком много «якал» («Я решил…», «Я сделал…» и тому подобное). Ему было передано указание: «Все решает командир экипажа, выполняйте его распоряжения», на что Волков ответил:

«Мы все решаем экипажем. Мы сами разберемся, как нам быть».

В этой обстановке соперничества и вражды экипаж «Союза-11» все же выполнил всю программу. Все эксперименты прошли удачно, космонавтам было, чем гордиться. 29 июня они должны были вернуться на космический корабль, расстыковаться и отправиться домой. На Земле уже готовили новый экипаж, чтобы продолжить эксперименты. Расстыковка началась неудачно: не закрывался переходной люк. С Земли посоветовали «сколхозить» устройство, подложить под выключатель датчика кусочек изоляции, так часто делали во время испытаний. Это сработало. Космонавты, которые мысленно уже прощались с жизнью, переживали второе рождение.

До встречи на Земле

Приборы показывали, что разгерметизации нет. «Союз-11» отстыковался от станции, генерал Каманин пожелал экипажу удачи: «До скорой встречи на Земле!» Добровольский ответил, что на борту все в порядке. Экипаж «Союза» постоянно выходил на связь: космонавты сообщили, что увидели Землю, что из космоса видно, как на нашей планете стеной висит дождь и что это красиво. Но когда корабль входит в атмосферу, связь прерывается и появляется снова, только когда раскрывается парашют: на парашютной стропе есть антенна. Вертолеты группы поиска зафиксировали корабль, который на парашюте спускался на Землю. Все было в порядке. Когда корабль аккуратно приземлился на Землю, все разве что не танцевали: как-то наперекосяк шла эта космическая экспедиция, и неразбитую тарелку Леонова тоже все помнили, больно уж нехорошая примета. Правда, космонавты так и не вышли в эфир, когда раскрылся парашют, но никто не волновался, думали, что отказала антенна. Как только корабль приземлился, рядом с ним сел вертолет поисковой группы. Открыли люк спускаемого аппарата. Обычно в таких случаях слышны голоса экипажа, а тут тихо. Космонавты сидели на своих местах, казалось, что они просто потеряли сознание. Врачи отчаянно пытались помочь, потом признали неизбежное:

«Передайте, что экипаж приземлился без признаков жизни».
РИА Новости
Советские космонавты (справа) стоят в почётном карауле во время прощания с погибшими членами экипажа «Союз-11» Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым

Скафандры и авось

На похоронах железные, несгибаемые советские  космонавты не скрывали слез. Кто-то горько сказал: «Теперь мы уже хороним целыми экипажами!». Верить в какой-то дальнейший успех советской космической программы было трудно. Почему погиб экипаж? Что произошло? Все помнили про тот злополучный люк, закрытый с помощью кусочка изоляции. Проверили: нет, герметичность люка нарушена не была. Оказалось, разрушился резервный вентиляционный клапан: он должен открываться, если корабль приземлится на воду или люком вниз, и не раньше, чем на высоте четыре километра. А он открылся в вакууме, в 150 километрах над землей! Экспертиза показала потом, что у всех членов экипажа было кровоизлияние в мозг, кровь попала в легкие, лопнули барабанные перепонки. Потом говорили, что космонавты могли спастись, просто заткнув дыру в клапане пальцем — там дырочка-то всего всего-то 2 сантиметра. Но это было невозможно. Как только клапан разгерметизировался, в кабине повис густой туман, воздух выходил с пронзительным, страшным свистом, и уже через несколько секунд после этого космонавтов скрючило от острой боли. Через 20 секунд  они потеряли сознание. Потом оказалось, что аварийный клапан был частично перекрыт ручным вентилем — кто-то из экипажа пытался всех спасти, но не успел. 

Конечно, космонавты выжили бы, будь они в скафандрах.

Но их запретил использовать еще Королев. Кабины советских кораблей были тесны для троих космонавтов, и для экономии места решили, что можно обойтись и без громоздких скафандров. После гибели «Союза-11» наши космонавты летают только в скафандрах. А программу пилотируемых полетов на станцию «Салют-1» свернули на несколько лет. С тех пор в нашей космонавтике случалось всякое, но люди больше не гибли… Вечная слава героям, вечная им память.

Материал был впервые опубликован в издании «Домашний очаг» 

Автор:  Лариса Хомайко

©  Популярная Механика