Как власти собираются спасать пользователей от жадности и произвола Wildberries, Ozon и других маркетплейсов

Прочитал интересную новость, о том что законодатели намерены запретить торговым онлайн-площадкам списывать деньги с удаленных пользователем карт.

Абсурдная ситуация, сложившаяся по вине некоторых маркетплейсов, вызвала поток жалоб от возмущенных покупателей, и теперь власти собираются закрыть лазейку новыми правками в закон «О защите прав потребителей».

Почему вообще стало возможным списывать деньги с карты, уже удаленной из аккаунта в маркетплейсе и как с этим бороться?

Ниже расскажу об уже известных прецедентах, о причинах ввода запрета на законодательном уровне, и простых способах вовсе не попадать в такую ситуацию.

Как происходит списание с удаленных банковских карт

Сегодня в Сети можно найти множество рассказов покупателей, возмущенных списанием денег с удаленных карт без какого-либо предупреждения. Например, у мужа сняли деньги с удаленной карты за покупки жены, когда не хватило средств на ее счете.

Другой случай — списание денег не с привязанной дебетовой, а с удаленной кредитной карты, что в итоге вылилось в долги по кредиту.

В этой истории есть прекрасный момент: в переписке с техподдержкой маркетплейса выяснилось, что клиент не может запретить списание сервисом денег с карт, которые были удалены пользователем через личный кабинет.

Также известны случаи, когда деньги списывались с однажды «засветившейся», но давно удаленной карты за покупки другого человека.

В большинстве случаев покупатели жалуются на Wildberries, однако в отсутствие четких законов в списке может оказаться любая интернет-компания: доставки еды, платные онлайн-подписки и другие онлайн-сервисы очень любят автоматически и без всякого спроса привязывать однажды примененную карту.

Это вообще законно?

Удаление карты из личного кабинета, по своей сути, и есть полноценный запрет на ее дальнейшее использование онлайн-магазином, никакой двусмысленности. Точка, конец отношений. Однако некоторые интернет-сервисы придумали лазейку для списания средств покупателей по своему усмотрению.

Мы все хорошо знаем эту хитрость как »читайте мелкий шрифт». В глубине пользовательского соглашения (договора-оферты), которое нужно одобрить для доступа к сервису, скрывается пунктик с вашим добровольным разрешением на списания с ваших карт.


Отрывок из Правил пользования торговой площадкой Wildberries, где прямо написано о возможности списывать деньги с ранее удалённых карт.

По версии Wildberries, удаление карт из личного кабинета не является отзывом согласия на списание средств с каждой из них.

А чтобы полностью отвязать их от аккаунта, нужно подать заявление в контакт-центр компании.

Как власти будут бороться с этой проблемой

В конце концов такая недобросовестная практика, породившая волну жалоб клиентов, оформилась в законодательный проект. Депутаты, среди прочего, намерены таким образом укрепить доверие клиентов к цифровым сервисам и услугам.

Сегодня покупатели могут разве что подать в суд с мизерными шансами на успех из-за лазейки в пользовательском соглашении. Если новые нормы защиты потребителей будут приняты, там будет прописан прямой запрет на подобные списания, или, например, на автоматические продления подписок без уведомления пользователя.

Пока что правки к закону «О защите прав потребителей» лишь готовятся ко внесению в Думу. Тем не менее, депутаты намерены принять законопроект во всех чтениях еще до конца весенней сессии (30 июля 2023 года).

Если поправки успешно пройдут все инстанции и будут подписаны Президентом, они вступят в силу с 1 марта 2024 года.

Такой срок специально отводится онлайн-бизнесу для приведения пользовательских соглашений в соответствие с законом.

Как обезопасить себя до внесения поправок

Представляю, как глупо выглядело бы предложение внимательно читать пользовательское соглашение. Поэтому сразу перейду к практическим советам по защите своих средств от несанкционированных списаний.

Лучшим вариантом обезопасить свои финансы по-прежнему остается выпуск отдельной банковской карты, специально для онлайн-шопинга и других транзакций в Сети. Поскольку пластик для интернета не нужен от слова «совсем», отлично подойдет виртуальная карта. Ее можно выпустить за считанные минуты в мобильных приложениях многих банков и пополнять по мере необходимости.

Также стоит потратить немного времени на просмотр всех ваших приложений, к которым привязаны или когда-либо были привязаны карты. Удалите лишние, оставьте только одну для всех систем и сервисов.

Если не уверены в добросовестности продавца, все же перечитайте договор, особенно разделы «Оплата», «Права и обязанности пользователя» и им подобные. Именно там обычно скрывается пресловутый «мелкий шрифт». В конце концов, возможно, придется принимать радикальные меры, вплоть до блокировки или закрытия карт.

Сегодня с такими проблемами начали бороться и банки. Так, в конце прошлого года Сбер в своем мобильном Android-приложении запустил сервис «Куда привязаны ваши счета и карты». С его помощью можно узнать о привязке карты или счета к маркетплейсам и другим онлайн-сервисам, просмотреть историю списаний и даже запретить некоторые из них.

Кроме того, не стоит подставлять родственников и друзей просьбой оплатить ваши покупки их картами, и не стоит давать никому данные своих карт. Гораздо спокойнее просто перевести деньги на карту, чем потом разбираться с нежданными утечками.

И в заключение — еще один совет от капитана Очевидность: не спешите ткнуть в галочку согласия с офертой на незнакомой онлайн-площадке. Деньги вообще не любят спешки, в том числе, при онлайн-тратах.

Все изображения в посте сгенерированы нейросетью «Кандинский 2.0»

©  iphones.ru