Как в советских фильмах представляли 2000-ый год

И объясняли квантовую физику за 45 лет до обнаружения Бозона Хиггса.

Вот 6 фильмов, просмотр которых заставит задуматься о том, как стремительно и непредсказуемо меняются наши знания о вселенной, с восторгом и удивлением отметить, как усердно работали ученые последние полвека, какие сложные проблемы решили и как далеко зашли в своих исследованиях.

А также от души порадоваться, что некоторые прогнозы так и не сбылись.

Кто за стеной

Год: 1977
Режиссер: Семен Райтбрут
В ролях: Анатолий Грачев, Ирина Калиновская, Евгений Лазарев, Феликс Иванов, В. Власов, Александр Котов

Действие происходит в СССР в конце 2000-го года. Журналисты приходят к ученому, который руководит лабораторией, создавший полноценный искусственный интеллект. И перед ними стоит задача определить с какого монитора с ними разговаривает человек, а с какого компьютер. Это не просто. Развязка очень неожиданная.

Компьютер, способный пройти тест Тьюринга, упомянутый в фильме, не создан до сих пор.

Математик и черт

Год: 1972
Режиссер: Семен Райтбурт
В ролях: Всеволод Шестаков, Александр Кайдановский, Алла Покровская

К советскому ученому является черт. Они заключают сделку: если черт за 24 часа доказывает великую теорему Ферма, то он ученый отдает ему душу, а в противном случае черт сам должен будет ученому невероятную сумму денег.

Развязка ясна, так как теорема Ферма была доказана только в 1994 году.

Что такое теория относительности

Год: 1964.
Режиссер: Семен Райтбрут.
В ролях: Алла Демидова, Алексей Полевой, Георгий Вицин, Алексей Грибов, Георгий Тусузов.

Молодая женщина физик едет в поезде вместе с актерской труппой и на примерах объясняет им, что такое теория относительности. Сначала они сомневаются в ее словах, потом под напором аргументов сдаются, а в конце даже просят страницу оставить на память страницу из журнала с ее фотографией и автограф.

Исполнительница главной роли отзывается об этом фильме следующим образом:

А я хоть и играла в научно-популярном фильме «Что такое теория относительности?» роль учёного-физика и с умным видом объясняла несведущим артистам Грибову, Вицину и Полевому эту великую теорию, сама в ней, конечно же, ничего не поняла.

Физика в половине десятого

Год: 1971
Режиссер: Семен Райтбрут.
В ролях: Всеволод Шестаков, Нелли Пшенная, Леонид Каневский.

Женщина ученый месте с двумя мужчинами обсуждает вопросы: «Почему электроны не падают на атом?» и можно ли объяснить квантовую физику простым смертным. Действие происходит перед телевизором в перерыве хоккейного матча.

— Как говорил Нильс Бор: «Тот у кого от квантовой теории не закружилась голова, тот ничего в ней не понял»
— У меня уже закружилась. Я все понял. Уже половина десятого. Начинается третий период!

Этот правый, левый мир

Год: 1970
Режиссер: Семен Райтбрут.
В ролях: Всеволод Шестаков.

Мужчина в комнате с зеркалом рассуждает об элементарных частицах и антимирах. В фильме мелькает очень симпатичная фотография молодого Ричарда Фейнмана (главного герой бестселлера «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»).

Изучение природы напоминает борьбу с драконом, когда отрубаешь одну голову, на ее месте вырастают две новые. И последний головы не будет. Никогда.

Автомобиль завтра

Год: 1971

В фильме рассказывается краткая история автомобиля и делается предположение, что если машины продолжат ездить на бензине, то пешеходы 2000-го года вынуждены будут ходить в противогазах. Видели ли вы когда-нибудь электромобили производства СССР? Ищите их на 6:04.

Заключение

Советское документальное кино — огромный мир, полный чудесных открытий. В этой подборке представлены короткометражки, максимально близкие аудитории ресурса. А сколько есть замечательных географических («Остров Сахалин»), исторических («Жигулевское пиво») и психологических («Я и другие») фильмов. А чего стоит кино 80-ых о музыкантах («Рок», «Четыре встречи с Владимиром Высоцким»)! Очень интересно смотреть на совсем недавнее прошлое и осознавать, как сильно изменился мир.