Как студенту попасть во «взрослый» IT-проект: интервью с Дмитрием Волошиным

231467.gif

Не так давно при Технопарке Mail.Ru, где на базе МГТУ имени Баумана готовят веб-разработчиков и системных архитекторов, открылась лаборатория. В ней у всех желающих принимаются заказы на создание веб и мобильных приложений, которые будущие веб-разработчики делают в рамках учебной практики. Ситуация, как модно сейчас говорить, — типичный win-win: студенты набираются реального опыта, решая настоящие «боевые» задачи, а заказчики приложений получают качественный готовый продукт на выгодных условиях. Как родилась идея проекта и способны ли студенты сделать хорошие мобильные приложения — мы обсудили с Дмитрием Волошиным, директором департамента исследований и образования Mail.Ru Group.

Как студенту попасть во «взрослый» IT-проект: интервью с Дмитрием Волошиным

Дмитрий, давайте немного издалека: что конкретный человек приобретет, придя в Технопарк? В чем его ценность для конечной аудитории?

Начну сразу с драмы, поскольку драма автоматически делает любую историю гораздо интереснее. Наша драма в том, что подавляющее большинство ИТ-специалистов, которые выпускаются из вузов, не имеют достаточного практического опыта. Российские учебные заведения, которые готовят айтишников, традиционно славятся мощной фундаментальной базой, а вот практическими навыками, к сожалению, порой пренебрегают. В итоге в компании приходят очень сильные, толковые, молодые специалисты, но у большинства из них есть пробелы по двум направлениям. Во-первых, они не умеют решать реальные задачи. Во-вторых, они не обладают социальными навыками, которые необходимы в современной разработке. Это ведь командная история, и то, насколько человек в ней эффективен, напрямую зависит от таких вещей, как способность находить взаимопонимание с коллегами и партнерами, презентовать свои идеи, управлять своим временем и так далее.

Как студенту попасть во «взрослый» IT-проект: интервью с Дмитрием Волошиным

На практике это выливается в то, что такие сотрудники нуждаются в длительной адаптации на производстве, на которую работодатель обычно тратит огромный ресурс — стоимость рабочих часов так называемых менторов. Наши образовательные проекты созданы для решения этой проблемы: они готовят специалистов-практиков. В Технопарке, который создан на базе МГТУ имени Баумана, учатся web-разработчики и архитекторы высоконагруженных систем, а в Техносфере (на базе факультета ВМК в МГУ) — крайне востребованные сейчас аналитики-программисты в области больших данных. Таким образом, в МГТУ студенты идут по инженерному пути, а в МГУ — по исследовательскому.

А зачем понадобились лаборатории?

Дело в том, что очень важную часть нашей учебной программы занимает стажировка. Изначально студенты стажировались в Mail.Ru Group, однако осенью прошлого года мы создали в Бауманке и МГУ лаборатории, где тоже можно пройти стажировку. Кому-то так удобнее: не нужно, например, ехать на другой конец Москвы в офис, можно просто перейти из одной аудитории в другую. В этих лабораториях студенты работают над задачами Mail.Ru Group. В Технопарке, например, это сложные высоконагруженные проекты в области веб-разработки. А в Техносфере стажеры занимаются исследованием алгоритмов таргетинга для рекламных кампаний Mail.Ru Group, а также пытаются создать эвристики, которые позволяют улучшить качество рекламной выдачи.

Но очевидно, что чем разнообразнее задания, над которыми студенты работают во время практики, тем более разносторонним получается опыт. Поэтому в дополнение к задачам Mail.Ru Group мы охотно принимаем кейсы от внешних заказчиков.

Как студенту попасть во «взрослый» IT-проект: интервью с Дмитрием Волошиным

Учащиеся лаборатории участвуют в решении задач или создают некие конечные продукты?

Нам важно выпустить студентов, которым понадобится минимальная адаптация на рабочем месте и которые буквально с первого дня будут готовы включиться в решение конкретных задач ИТ-компании. А как научить их делать конечные продукты? Только предлагая им создавать их в процессе учебы. Именно поэтому раз в семестр наши студенты должны сделать собственный проект: в случае Технопарка это мобильное приложение. Кстати, дипломный проект — это тоже разработка мобильного приложения, которое, к тому же, студенты презентуют приемной комиссии, состоящей из топ-менеджеров Mail.Ru Group. А теперь есть еще и возможность поработать в лаборатории.

Как студенту попасть во «взрослый» IT-проект: интервью с Дмитрием Волошиным

И есть уже компании, которые готовы делать вам заказы?

Да, безусловно. Например, не так давно наши студенты создали Android-приложение для проекта «Универсариум» — всероссийской открытой системы электронного образования, в которой представлены бесплатные онлайн-курсы ведущих российских университетов и научных центров. Функционал приложения практически полностью дублирует возможности сайта: с его помощью можно записываться и просматривать курсы, участвовать в дискуссиях и многое другое. Помимо этого, любой курс можно скачать себе на устройство, чтобы ознакомиться с ним позже в любом месте вне зависимости от наличия там доступа в интернет: по дороге на работу, в машине или на отдыхе.

Складывается ощущение, что вы зарабатываете на бесплатном труде студентов, как вы это прокомментируете?

Наши стажировки оплачиваются. То есть студенты оказываются в условиях, максимально приближенных к реальным «боевым», когда они являются наемными сотрудниками и работодатель ставит перед ними конкретные задачи, которые они должны эффективно решать. Единственное отличие от «реальной жизни» заключается в том, что стажеры работают в связке с опытным ментором, который кстати тратит на них свои рабочие часы.

Как студенту попасть во «взрослый» IT-проект: интервью с Дмитрием Волошиным

Еще раз подчеркну, что это ситуация, в которой выигрывают все: студенты, набираясь опыта, повышают свою востребованность на рынке труда, заказчики получают хороший продукт, а мы как организатор проекта готовим сильных, «взрослых» спецов, которых в будущем надеемся увидеть среди наших сотрудников. Так что буду рад, если число тех, кто захочет воспользоваться ресурсом нашей лаборатории, будет расти.

На каких условиях сотрудничаете с заказчиками?

Конечно, нашим студентам очень нужны практические кейсы, поэтому у нас очень гибкий подход к работе с людьми, которые готовы их предоставлять. Например, с «Универсариумом» мы сотрудничали по бартерной схеме — коллеги запишут для нас онлайн-курс. Если задача будет очень интересной, мы готовы рассмотреть вариант, когда студенты возьмутся за нее на бесплатной основе. В общем, все обсуждаемо и зависит от каждого конкретного случая.

А не думаете, что заказчикам будет страшно доверять решение задач студентам?

Ну вообще, это довольно философский вопрос, ведь баги могут найтись и в продукте, над которым работало внешнее агентство, и даже — о ужас! — команда в in-house. Я считаю, что в случае нашей лаборатории гарантом качества выступает, во-первых, МГТУ имени Баумана и, во-вторых, опыт разработчиков Mail.Ru Group, которые создают без преувеличения лучшие в своих категориях продукты на рынке и тщательно мониторят весь процесс, в который вовлечены студенты.

Как студенту попасть во «взрослый» IT-проект: интервью с Дмитрием Волошиным

А что происходит с конечным результатом работы студентов? Кому он принадлежит и кто его дальше поддерживает?

Результат работ принадлежит заказчику. Условия поддержки обсуждаются дополнительно, если заказчик хочет, чтобы поддержкой тоже занималась лаборатория.

Как попасть на работу в лабораторию?

В лабораторию можно попасть только в рамках стажировки на одном из наших образовательных проектов — Технопарке или Техносфере, а для этого нужно сначала в них поступить. Стажерская программа у нас не привязана к конкретному сезону, а действует постоянно. Подать заявку на участие в ней можно через специальную форму на сайте.

А с кем можно обсуждать возможность отдать в лабораторию заказ?

Можно написать мне на электронную почту d.voloshin@corp.mail.ru

Источник:  4pda.ru


©  4PDA