Как слышится, так и пишется

trolikiКаждый день, в одно и то же время, подхожу к автобусной остановке. В будни, иногда по выходным. Нужно ехать на работу. Чаще всего подходит уже известный мне автобус, где водители хоть и меняются, но знаю их давно. Узнаю по манере вождения еще издалека. У каждого свой профессиональный почерк. Кто-то едет плавно, кто-то небольшими рывками, один делает большую дугу перед остановкой, другой подъезжает вплотную к бордюрному камню, но все водители настоящие профессионалы. Не создают аварийной ситуации, вежливы, внимательны, терпеливы с пассажирами, а главное доставляют меня к метро в целости и сохранности в нужное время. Очень удобно, никогда не опаздываю на работу. Было пару случаев, но в общей массе это не правило.

Исторически так сложилось, что на заре рождения автопарка был одним из первых пассажиров и мне подарили майку с логотипом компании. Причем, предупредили заранее — в ней меня будут пускать в автобус бесплатно. Обычная майка оказалась проездным для поездки на работу. С годами майка постарела, но позволяет добираться на работу, пусть всего лишь часть всего маршрута, но зато бесплатно! Чтобы сохранить майку на продолжительное время, снимаю её после выхода из автобуса. Кладу в сумку и там она хранится до следующего утра. Внутри автобуса, другие пассажиры считают меня сотрудником автопарка из-за логотипа на майке, будто стою с развернутым удостоверением личности и глупо улыбаюсь. Ну, невозможно ошибиться! Пассажиры высказывают пожелания и претензии к компании лично мне. Со временем привык, а сначала пытался оправдываться, высказаться, что к компании не имеют никакого отношения, мол,  «скажите всё, что Вы думаете водителю»,  «это он нас везет»,  «почему Вы не пользуетесь маршруткой?». Слышу в ответ:  «не твоё дело»! Ну, и так далее. Ситуация типична. Многие её видели на своих маршрутах.

Со мной, иногда, а если честно, то каждый день, происходят комичные ситуации. Одна из них произошла на прошлой неделе.

Обычно раз в неделю, на другой автобусной остановке, забегает мужик в маске. В руках у него будильник. Вбегает, говорит как-то несвязно и грубо, потом обязательно срабатывает его будильник и он выскакивает из автобуса в тот момент, когда двери начинают закрываться. Выскочит, подождет, пока двери закроются, и только потом демонстративно заглушит звонок рукой глядя на отъезжающий автобус. «На те, мол, выкусите»! Это повторяется раз за разом. Он никогда не едет вместе с нами, хотя бы, до следующей остановки. На прошлой неделе влетел в салон и заорал из-под своей маски:  «Что? Таксисты не платят? Ездишь на этом утлом г…не! Я пока постою на остановке, подожду»!  «Да, нынешние «форды», конечно, унылое зрелище, но старыми «мерседесами» можно только восхищаться»!  «А я вот возьму и подожду, пока таксисты закупят «лимузины» и вернут мне утраченное доверие к себе»!

Мужику в трусах, тапках и почему-то в маске, кажется, что его будильник — это очень страшное оружие, механизм для часовой бомбы и рано или поздно он соединит одно с другим и уже тогда поговорит со мной «по-свойски», но трепетать я должен уже сейчас, вдруг обделаюсь, и тогда мне придется возвращаться домой.

С моей стороны, как вижу ситуацию — это странный полуголый человек, который машет перед моим лицом трофейным будильником, и разговаривает сам с собой, будучи в маске. Раньше воспринимал так, что сказанное им относится ко мне лично и как-то переживал, не зная, чем ему помочь и что мне нужно делать. Может смотреть в другую сторону, или левой рукой держаться за поручень. Тогда не знал. Сейчас привык. Раньше каждый раз дергался, ожидая остановку, сейчас даже не знаю, заплевывает он маску изнутри и моет ли её потом. Не знаю.

На маршруте есть много других пассажиров, которые каждый день ездят со мной на работу. Есть новые лица. С осени и до начала лета — много детей с ранцами, подростков со смартфонами и плеерами. Каждый едет по своим делам, кто-то высказывает свои мысли вслух, кто-то другой говорит со своим собеседником умышленно громко, чтобы слышали все«какой я гад»! Есть такие, кто говорят со мной:  «почему он везет нас как дрова»? (Не знаю). «Я могу у Вас купить билет»? (Спросите у водителя). «Когда будет моя остановка»? (Не знаю, где Вам надо выходить). «Сколько же мы еще будем ездить на этой колымаге, где новые автобусы»? (Не знаю, это не ко мне).

Я такой же пассажир, как и все, только на моей майке логотип… «PocketBook». Ходят же люди в бейсболке «Chicago Bulls» или со стаканом кофе «Starbucks» в руке. А я в майке. И что?

Пришло время поговорить о компании PocketBook.

Интересно проанализировать позиции и состояние компании за прошедший год. Делать это всегда трудно, причины стандартны для роста любой компании. На каждом этапе рынок воспринимает производителей и результат их работы по-разному. Вначале восхищаются, удивляются, потом любят и ненавидят одновременно.

PocketBook сложно воспринимать объективно еще по одной причине — она отечественная. Не важно, что сейчас вкладываю в это понятие, важно другое — это небольшая часть наших людей, которые ходят на работу и создают конечный продукт, которым могут пользоваться все, могут обсуждать, критиковать, восхищаться и так далее.

Короткое слово «лидер», также, может восприниматься по-разному. Это может означать что-то, что по каким-то причинам действительно впереди остальных компаний, или то, что приводит к саркастической улыбке, мол, знаем, но не понимаем значения слова рядом с названием компании. Чтобы понять, что слово «как слышится, так и пишется», этот год с моей точки зрения откровенно удался у PocketBook.

Причины лидерства без всяких перечислений один-два-три:

PocketBook предоставляет двухлетнюю гарантию не только в Европе, но и в нашем Отечестве, хотя таких строгих защищающих законов как в Евросоюзе у нас попросту нет. Впервые за мою память, PocketBook единственная отечественная компания, которая официально озвучила реальное количество проданных устройств с точностью до одной штуки. Ранее и сейчас, любая отечественная (и некоторые зарубежные компании) не сообщают цифры из-за проблем с легальностью. Обычно все заявления делались со ссылкой на какой-то сторонний источник, который создает свои предположения «с потолка» и «по таможенным декларациям». Величина ошибки огромна, так как всегда есть серый рынок и логистика может различаться. Ссылаются на сторонние маркетинговые отчеты по одной причине — если имидж компании или ее продукции выглядит лучше конкурентов, или хотя бы не хуже. Компания подтвердила свое лидерство, выпустив несколько новых моделей, которые действительно отличаются друг от друга, а не являются модификацией характеристик ради заполнения ценовых секторов рынка. PocketBook активно выпускает дополнительные аксессуары с собственным логотипом, для своих моделей. Это такой коммерческий риск, который сложно осознать. Любой компании гораздо проще выпустить что-то универсальное для чужих популярных устройств, лишь бы продать и заработать. За прошедший год продукцию PocketBook начали активно поддерживать аксессуарами другие известные компании. Например, Belkin, а не только Tuff-Luv.

Схема распределения рынков

По Европейским и мировым меркам PocketBook не занимает лидирующих позиций. Даже в рамках своего ассортимента в Европе было продано всего 12%, что говорит о том, что европейцы хоть и покупают, но пока еще не пропорционально возможностям своего рынка.

Почти 72% устройств было продано в России. Нельзя сказать, что это приоритетный для компании рынок, он просто самый крупный и PocketBook его активно защищает от демпинга со стороны продавцов (и даже партнеров) из других стран, что привело в этом году к разделению названий некоторых устройств. В любом случае и разговор с владельцем компании меня в этом убедил, что PocketBook стремится быть глобальной компанией, учитывая особенности локальных рынков. Со временем Европа будет покупать активнее и к этому нужно готовиться заранее и правильно, каждый день, настраиваясь на заслуженный успех.

Схема наименования моделей

На примере моделей «Touch 2» и «Touch Lux»,  »515» и «Mini» очень легко объяснить, почему одно устройство оказалось под разными названиями, хотя никаких различий между ними нет.

Это защита российских ритейлеров, как основы локального рынка. Отслеживать устройства можно по серийным номерам, но хлопотно, понадобится только тогда, когда зафиксирован факт нелегального ввоза в страну устройств PocketBook предназначенных для других рынков. Налоги и условия торговли во всех странах различны, очень выгодно перепродавать дороже, даже с учетом «чемоданной логистики». Ввезенное не просто перепродают, а устраивают «показательный» демпинг.

Чтобы этого не происходило, российский офис предложил временный вариант, когда название модели будет видно на экране устройства, на коробке и так далее. То есть, это простое решение должно нивелировать разницу в доходах при перепродаже. Конечно, можно напечатать коробки с другими названиями, заменить картинку на экране, но это уже не так выгодно спекулянтам.

С точки зрения «маркетинга» переименование моделей — это полная неразбериха в головах потребителей. Надеюсь, что со временем PocketBook придумает более «эффектный вариант«для защиты локальных рынков и проблема исчезнет сама собой. Компания стремится быть международной, глобальной во всех отношениях.

Еще один интересный вопрос. Он опять актуален в этом году. PocketBook отечественная компания или швейцарская?  Обычно это вызывает недоумение, непонимание или саркастические улыбки.

Причины появления швейцарского офиса были понятны и раньше — финансовая прозрачность, доверие, стабильность и простота работы с партнерами в разных странах. Но только в этом году стало понятно, что решение о переводе центрального офиса в Лугано стало стратегически правильным и оказалось с долгосрочной перспективой.

Ранее центральный офис был в Украине. Сейчас страна активно пытается интегрироваться в Евросоюз и не потерять контакта с «таможенным союзом» между Россией, Казахстаном и Республикой Беларусь. Политикам многого хочется и не хочется одновременно. Так уж заведено. Украина имеет полное право на «самоопределение» и «независимость». В этих рамках она хочет плавно перейти от СССР в Евросоюз, и пока переход не осуществлен, она не имеет права лишиться надежного союзника в лице крупного государства, каким является Россия. Российские политики придумали массу оправданий, при которых Украина лишится поддержки «таможенного союза». Мол, все будет решать Брюссель, а не Киев. Странно и не понятно, как Россия сотрудничает, например, с Германией, Италией, Францией и другими странами Европы. Мешает ли ей штаб-квартира в Брюсселе? Вероятно, нет, но Украина почему-то исключение. Что может быть проще — сотрудничать с государством как с Европой, зачем ей нужен «таможенный союз», если её будущее в Европе? Но так хотят украинские политики. Пока здесь, потом там.

Все участники процесса делят то, чего еще нет в их взаимоотношениях.

Нас сейчас не должна интересовать «политика» и «политиканы ратующие за народ». Важно понять варианты выживания бизнеса при срабатывании одного или другого варианта политических реалий.

Если бы PocketBook была чисто украинской компанией, исходя из её корней, то при «негативной политике» российский рынок был бы для нее полностью перекрыт. Это 70% потребителей! Тогда владелец компании, а он русский гражданин, начал бы переводить компанию в Россию и потерял бы украинский рынок, а главное — слаженную, и работоспособную команду разработчиков.

Швейцарский офис позволяет каждому локальному офису и рынку быть независимым друг от друга, учитывая особенности экономики, политики, налоговых отличий и так далее. Это то, что изначально никто не учитывал, но решение о переводе офиса оказалось исторически правильным.

Схема выпуска устройств

За прошедший год PocketBook показал свою профессиональную активность, заинтересованность, что отразилось на качестве, количестве, ценах и разнообразии продукции.

Компания может производить современную технику по доступным ценам, но почему некоторые модели, как бы, проигрывают по «списку технических характеристик»?

При разработке новинок компания-производитель вынуждена просчитывать компоненты. Говорю не о себестоимости, а о массовости продукции. Если нужно выпустить устройство тиражом 100.000 единиц — конструктор должен быть уверен, что можно приобрести каждый компонент в необходимом количестве или заказать производство деталей по приемлемым ценам. Если бы можно было выпускать каждую модель тиражом 1.000 единиц, то подобной проблемы не существовало, появилась бы новая — увеличения розничной цены. Чтобы нивелировать и то и другое — нужно отказаться от производства вообще и заниматься шильдиковым производством. Второй вариант — сделать один корпус для разных моделей, составлять конструкцию из разных, но доступных компонентов. Это не увеличивает стоимость товара, но создает огромную нагрузку на службу поддержки и разработчиков программного обеспечения, что привело бы к уменьшению гарантийного срока и отказу от выпуска новых прошивок. Было бы «все как у всех»!

Не знаю, как будут восприняты эти слова, важно понимать, что за все приходится платить.

При увеличении количества продаж, PocketBook столкнется с новой проблемой — необходимостью заказывать производство компонентов под свои объемы, а не покупать 80% готовых компонентов. Если сейчас есть контракты на компоненты по количеству, то будут на производство по качеству.

По словам Евгения Милицы, генерального директора PocketBook Rus, в 2013 году будет выпущено 9 новых моделей. Изначально все и шло хорошо. Три устройства весной, потом летом и должно было быть три устройства осенью. Откинув при подсчете в сторону — конфигурации и прототипы, оказалось всего 6 моделей:

PocketBook Touch 2 и Lux, PocketBook 624 с технологией Film Touch — это все одна модель с небольшой разницей в названии и технологиях изготовления сенсорного экрана. PocketBook Color Lux, модель, которая до сих пор не появилась в продаже из-за проблем с качеством производства экрана. Начало продаж перенесено с лета на осень и точных дат нет. PocketBook 515 — прекрасная и недорогая малышка. PocketBook SurfPad 2 — планшет с экраном 7 дюймов. PocketBook SurfPad 3 — планшет с экраном 7,85 дюймов. PocketBook SurfPad 3 — планшет с экраном 10 дюймов. В результате — 3 устройства для чтения, 3 планшета различных размеров и конфигураций с официальной сертификацией Google Android. Как бы мелочь, но является официальным признанием доброкачественной продукции и стоит дополнительных расходов при разработке и сертификации.

Схема изречений руководителей компании

В этом году мне удалось пообщаться с генеральным директором российского офиса и в середине августа с владельцем компании PocketBook. Также были беседы с рядом экспертов, продавцов и руководителей разных направлений. Большинство встреч доказывали мне существование стабильности в бизнесе PocketBook и наличие жестких, но прозрачных и честных корпоративных правил о партнерстве.

Интервью «Евгений Милица: PocketBook единственный бренд, который развивает e-ридеры как категорию» можно прочитать в свободное время и самостоятельно. В противном случае или для быстрого воспоминания на схеме кратко показал основные тезисы, которые показывают компанию изнутри.

Не буду пересказывать результаты общения с сотрудниками компании или с её партнерами, так как это в большинстве случаев корпоративная тайна или заинтересованность в чем-либо. Кратко выскажусь только о том, что в умах некоторых людей до сих пор срабатывает совковая безответственность и убеждение в том, что им кто-то должен и они ни в чем сами не виноваты. Это излечимо и владелец компании не намерен с этим мириться, как и с бытовым национализмом. Если одному отделу мешает сделать что-то полезное другое подразделение, отличное от ранее существовавшего достижения, то я снаружи вижу подтверждение тому, что в независимых проектах от других отделов никаких сверх достижений нет. О компании судят по реализованным проектам… их хочется видеть больше и в более выгодном качестве и количестве.

В связи с темой посвященной компании PocketBook, мне больше всего запомнилось личное общение с владельцем компании, потому что он мне открыл более простое понимание некоторых проблем, которые со стороны кажутся глупыми. Общение было коротким, всего один час, но невероятно динамичным. Он нашел время между различными встречами, переездами и работой. Собеседника знаю уже давно и мне приятно, что мы находимся на одной волне понимания происходящих процессов.

У владельца много работы и не только управленческого толка. Он прекрасно ориентируется в трендах и умеет видеть пустые ниши. Вырабатывает огромное количество идей, занимается стратегией, управлением, финансами, определяет сроки, контролирует процесс и так далее.

При встрече я увидел уверенного и спокойного человека, у которого нет оговорок, и он точно знает, что надо делать, как и главное — он хочет этим заниматься и любит компанию. Владелец, до сих пор не любит, чтобы называлось его имя, выталкивая вперед интересы компании. Для него есть только одна звезда!

Кроме внешней уверенности владельца компании мне важно было узнать есть ли под этим основание в бизнесе. Мне были продемонстрированы прототипы и идеи вплоть до конца второго квартала 2014 года. Это такие разработки, которые действительно пойдут в производство, а не голые желания и идеи. Было приятно услышать одну волшебную фразу:  «прекрасно понимаю, что сегодня PocketBook находится в таком положении, что может делать то, что другие неспособны, и я воспользуюсь этим правом» и далее добавил «в следующем году обязательно это продемонстрирую в продукте высшего класса». Далее мы начали обсуждать розничную цену, и тут он продемонстрировал, что витать в облаках не намерен и прекрасно понимает, что на данном этапе может купить или позволить себе «потребитель, о котором все забыли».

Мне понравилось не только то, что владелец компании очень верно чувствует рынок, разбирается в нем, но и ищет возможности использовать мощь своей компании для создания новой продукции и сервиса для потребителей.

Можно ли судить по успешному владельцу об истинном положении дел компании?

Владелец или руководитель компании, обычно, наглядно демонстрируют целеустремленность и направление развития бизнеса. Они, конечно, могут меня «обманывать» за счет «личных взаимоотношений», но тренд в их поведении, как правило, безошибочен по отношению к компании в целом. Это невозможно скрыть.

Прошлый владелец демонстрировал «безграничный энтузиазм», нынешний «активную стабильность в бизнесе», что позволяет мне сделать вывод о том, что независимо от существования того или иного владельца, PocketBook просуществует в роли успешной компании еще много лет.

Аннотация У компании PocketBook есть множество лояльных потребителей, она контролирует процесс производства и разработки. Может гарантировать качество продукции в количестве, которое недоступно никому на отечественном рынке.

Приход на российский рынок такого гиганта, как Amazon, лишь упрочит положение PocketBook, так как отток начнется у компаний с коротким сроком сервисной поддержки. Единственный вопрос, который можно до сих пор считать открытым и непонятным — «конечная цена на продукцию». Основную роль в этом сыграет дополнительный сервис.

Сейчас PocketBook работает над единой платформой для своих устройств, и это нивелирует разницу между компанией и Amazon для отечественного рынка.

Основная и важная задача для PocketBook — увеличить продажи и активность европейских потребителей. Ради этой цели у компании есть несколько тузов в рукаве, а реальную продукцию мы уже увидим в следующем году.

Новый, 2014 год станет для компании годом обновления и расширения дополнительных сегментов рынка. Это действительно сейчас может только PocketBook, и компания обязательно воспользуется этим правом для достижения новых целей.

Послесловие PocketBook можно критиковать. Нужно. Они сами этого хотят, потому что даже в неконструктивной критике видят желания потребителей.

Боятся ли они критики?  Их скорее беспокоит безграмотность обвинений, чем критика.

Надеюсь, сегодня статья была максимально корректной, критичной, информационной, а главное полезной для потребителей и компании PocketBook.

Прекрасно понимаю, что все подряд и много рассказать в рамках одной статьи не имею физической возможности, поэтому простите за те 3000 слов, которые были прочитаны в это прекрасное утро!

Время всегда показывает истинное положение дел, но это никогда не мешает видеть реальность происходящего сейчас по результату труда компании и отдельных сотрудников.

От себя лично, хочу надеяться и пожелать компании развиваться и существовать много лет. PocketBook отечественный, оригинальный производитель и это единственное, что у нас есть.

Похожие публикации: Обзор PocketBook Color Lux: цветной экран с подсветкой лучше, чем без нееBookeen: умышленно создаем комфортные устройстваIFA»2013: PocketBook представит в Берлине новые модели планшетов и электронных книгОбзор PocketBook 515: как Basic только MiniPocketBook: презентация новой линейки устройств 2013 года

©  ebook