Как появились стикеры и почему им удалось завоевать мир

За несколько лет стикерам удалось радикально изменить то, как переписываются между собой люди в социальных сетях и мессенджерах. Сегодня их можно встретить в десятках приложений с сотнями миллионов пользователей по всему миру.

TJ решил вспомнить, с чего началась история этих картинок, помогающих обходиться без лишних слов и лучше передавать эмоции на расстоянии.

Кони и Браун покоряют Японию В 2010 году южнокорейская компания Naver вряд ли задумывалась о том, чтобы утопить человечество в бесконечном потоке нарисованных медведей, кроликов и других анимированных персонажей. Если такие планы и существовали, то доподлинно о них ничего не известно.

В 2011-м, после мощного землетрясения в Японии, сотрудники фирмы, находившиеся в её токийском подразделении, стали использовать для рабочей переписки новый внутренний мессенджер, позволявший отказаться от связи с помощью ненадёжных телефонных сетей и переписываться друг с другом через интернет. Землетрясение показало, насколько плохо могут работать мобильные операторы в чрезвычайных ситуациях.

440861fba05df648d9c2.pngКролик Кони и медведь Браун, герои стикеров LINE Вскоре мессенджер решено было выпустить в виде публичной версии. Выходить на корейский рынок, где господствовало похожее приложение Kakao Talk, в руководстве Naver посчитали бессмысленным. Вскоре было принято решение выпустить программу, получившую название LINE, в Японии.

Одной из её главных особенностей стал так называемый магазин стикеров — место, где пользователи могли бесплатно скачать или купить наборы картинок, напоминавших сильно увеличенные в размерах эмодзи. Мессенджер набрал огромную популярность. После этого волну стикер-безумия было уже не остановить.

Удобнее кандзи Споры о том, за счёт чего стикеры стали столь успешным продуктом, ведутся все четыре года с момента их появления. Скорее всего в их популярности послужили сразу несколько факторов.

Первым рынком для стикеров стала Япония, где письменная речь фиксируется с помощью довольно сложной системы иероглифов, называемых кандзи. Для самих японцев они, естественно, привычны, однако даже носителям языка набирать такими символами длинные сообщения на мобильном телефоне довольно проблематично.

Стикеры частично решали эту проблему, делая общение более быстрым и простым и позволяя вместо набора целых фраз всё чаще ограничиваться одним изображением. В особенности такая идея понравилась молодёжи.

690467c73eb34488703b.png Как отмечает издание The Next Web, вторым важным элементом стала изначальная подготовленность японцев к появлению такого способа переписки. Страна аниме восприняла новых героев — медведя Брауна и кролика Кони — как нечто вполне естественное и привычное.

Вскоре стикеры с мишкой и кроликом стали использовать миллионы пользователей по всей стране. Руководство LINE, почувствовав верный момент, быстро превратило их в настоящий товар, развернув целую маркетинговую кампанию по продвижению основанных на стикерах мягких игрушек, сувениров, брелков и всего, что только возможно.

Смайлики-гиганты Фантастически успех «гигантстких эмотиконов» теоретически мог остаться сугубо азиатским феноменом. В конце концов, многие мессенджеры, соцсети и сервисы, обладающие бешеной популярностью в Азии, так никогда и не завоёвывают западных пользователей по-настоящему.

.Со стикерами всё произошло ровно наоборот. Вслед за многочисленными мессенджерами они появились в Facebook, где решили наверстать упущенное и обновить собственную систему внутреннего общения между пользователями.

Магазин стикеров в Facebook успешно был опробован в мобильных версиях соцсети, постепенно распространён на десктопную, а затем безболезненно перекочевал в отделившийся от основного приложения Facebook Messenger. Как и в случае с LINE, стикеры очень быстро набрали существенную популярность.

875817ff985aae70bdca.png Если коротко, то причиной такого ошеломительного успеха стикеров стал отличный дизайн. В 2013 году смайлики в виде двоеточий и скобок, равно как и эмодзи, уже выглядили устаревшими. Стикеры на современных экранах смотрелись куда актуальнее и быстро вызывали у пользователя привязанность к приложению.

Чтобы не упустить открывшиеся возможности, в Facebook для создания первого набора картинок (стандартный набор со смайликами) обратились к дизайнеру Дэвиду Лэнэму (David Lanham). Лэнэм не нашёл ничего лучше, чем почерпнуть вдохновение в аниме и японской визуальной культуре в целом. По его словам, это решение было его собственным, и никак не навязывалось со стороны компании Марка Цукерберга.

Смайлы в целом сделаны под влиянием аниме и манга. Их глаза расположены дальше друг от друга, чем должны быть. Кроме того, они больше по размеру. Очертания «лиц» сделаны более детскими, поэтому, если не переступить определённую черту, они всегда выходят похожими на детей. Решение вдохновиться японской традицией в дизайне было моим собственным. В Японии очень хорошо научились ухватывать основные элекменты эмоций и подчёркивать, выделять их.

Дэвид Лэнэм, дизайнер

Но настоящую «славу» стикерам в Facebook принесли не стандартные смайлики, а многочисленные наборы, появившиеся в приложении благодаря сотрудничеству со сторонними дизайнерами.

Один из самых известных подобных наборов — стикеры с котом Пушином (Pusheen), являющиеся отличным примером того, как интернет-персонаж, набравший популярность раньше стикеров как таковых, удачно перенимает их формат и адаптируется под особенности современной переписки.

fc1299d438e621a48c05.jpg Идеальный товар Придя на смену эмодзи, стикеры не просто дали пользователям новый формат общения. С лавинообразным ростом популярности мессенджеров они открыли для интернет-сервисов и социальных сетей новую бизнес-модель. Согласно внутренним документам того же LINE, цена месячного размещения в магазине стикеров набора из восьми картинок может составлять около 35–40 тысяч долларов.

60618e397d8864911789.jpg08f057c899706fc420c2.jpg На западе стикеры пока остаются стикерами, но в Азии они уже давно стали одним из ключевых маркетинговых инструментов. Их герои активно используются для рекламы тех или иных услуг, при продвижении новых фильмов или одежды. Активнее всего на этом рынке выступают LINE и WeChat. Промо-материалы с героями их стикеров пока наиболее охотно используют операторы сотовой связи, интернет-провайдеры и кинопрокатчики.

В начале 2015 года будущее стикер-рекламы показала в США компания-производитель пива Miller. Для рекламы своего бренда Miller Lite фирма использовала набор стикеров, ориентированный на фанатов американского футбола. Набор вышел незадолго до главного матча сезона (Супербоула) и состоял из картинок, на которых помимо эмоций легко можно было разглядеть и логотип пива.

3981b9499834f4bf0063.jpg «Захватив» десятки приложений по всему миру — от Viber, Path и Facebook до «ВКонтакте» и Telegram, за несколько лет смогли стать тем, чем эмодзи вряд ли когда-либо были — способом выражения эмоций, которым не просто увлекательно пользоваться, но на котором также удобно зарабатывать

;)Виктор Степанов, TJ

©  TJournal