Как бактерии обманывают иммунитет: неожиданное открытие

В целях самосохранения инфекционные бактерии часто изо всех сил стараются держаться подальше от иммунной системы нашего организма — и недавно ученые нашли ранее неизведанный способ того, как они это делают.
Как бактерии обманывают иммунитет: неожиданное открытие

В результате нового исследования команда Института открытий биомедицины Монаша (MBDI) открыла необычную тактику, которая позволяет бактериям избегать защитных систем человеческого организма. Выяснилось, что они выделяют токсины, чтобы обезвредить в иммунных клетках митохондрии — крошечные органеллы, которые действуют как «машинные отделения» клеток. Как только иммунные клетки чувствуют, что их митохондрии неактивны, они запускают апоптоз, то есть запрограммированное самоуничтожение.

«По иронии судьбы, именно активация факторов смерти клетки-хозяина, которая наносит последний удар по митохондриям, вызывает апоптоз, а не сами бактериальные токсины», — пояснил молекулярный биолог Панкадж Део.

Другими словами, токсины бактерий не убивают иммунные клетки напрямую, а запускают цепочку событий, которые заставляют их убивать самих себя. Все потому, что наши иммунные клетки используют митохондрии в качестве датчиков инфекции.

Экспериментально этот процесс воспроизвели в тестах на мышах, о чем подробно рассказано в новой работе: за счет нацеливания генетического контроля апоптоза у грызунов ученые смогли уменьшить воспаление у животных и снизить риск заражения. Были протестированы бактериальные патогены Neisseria gonorrhoeae, уропатогенная Escherichia coli и Pseudomonas aeruginosa — все они обычно обнаруживаются в больницах и могут развить устойчивость к лекарствам. Команда уверяет, что результаты их исследования также применимы к другим видам бактерий.

Теперь, когда мы знаем больше о том, какую цель выбирают себе бактерии, ученые будут стараться разработать контрмеры. Потребуются дальнейшие испытания на людях, чтобы точно выяснить, что происходит на уровне микроорганизмов. Возможно, что для борьбы с инфекцией придется не только переделать уже существующие лекарства, но и создавать поколение новых. Бактерии становятся все умнее, все изобретательнее —, но с этим можно и нужно бороться.