Астрономы из Кембриджского университета совместно с канадской командой провели исследования экзопланеты TOI-270 d и получили интересные результаты, которые могут указывать на наличие жизнеспособных условий на этой планете.

Исследования указывают на возможность на экзопланете TOI-270 d глубоководного океанаХудожественное изображение поверхности экзопланеты TOI-270 d с жидким океаном. Источник:  Amanda Smith / PA

В ходе наблюдений с использованием космического телескопа «Джеймс Уэбб» (JWST) астрономы из Кембриджского университета совместно с канадской командой обнаружили наличие водяного пара и химических признаков метана и углекислого газа в атмосфере экзопланеты TOI-270 d, которая в два раза больше радиуса Земли и находится на расстоянии около 70 световых лет от нашей планеты.

Исследователи предполагают, что такая химическая смесь может указывать на наличие глубоководного океана, который покрывает всю поверхность планеты, а также на богатую водородом атмосферу. По словам профессора Никку Мадхусудхана, который руководил анализом, температура океана TOI-270 d может достигать 100 градусов Цельсия и даже выше, при высоком атмосферном давлении подобные условия всё ещё могут поддерживать жидкую форму океана. Однако остаётся открытым вопрос, будет ли такой океан пригоден для возникновения жизни.

Команда канадских учёных, проведя дополнительные наблюдения, выразила сомнения в гипотезе о существовании океана на TOI-270 d. Они указывают на то, что температура на планете может достигать до 4000°C, что делает невозможным существование жидкой воды. Вместо этого, они предполагают, что поверхность TOI-270 d состоит из каменистого материала и покрыта плотной атмосферой из водорода и водяного пара.

Изначально доказательства существования океана TOI-270 d были основаны на отсутствии аммиака, который должен встречаться естественным образом в богатой водородом атмосфере. Но аммиак хорошо растворяется в воде, и поэтому он бы исчез из атмосферы, если на экзопланете есть океан.

Обе команды обнаружили дисульфид углерода в атмосфере TOI-270 d, что может быть связано с биологическими процессами, но также может иметь и другие источники. Однако они не обнаружили никаких признаков другой биосигнатурной молекулы, диметилсульфида.

TOI-270 d представляет особый интерес для астрономов: планета постоянно обращена к своей звезде одной стороной, а другая погружена в вечную тьму, создавая резкий температурный контраст между дневной и ночной сторонами. На дневной стороне океан будет нагреваться до очень высоких температур, в то время как на ночной стороне могут существовать более благоприятные условия для возникновения жизни. Однако высокое атмосферное давление с давлением в десятки или сотни раз превышающим давление на поверхности Земли и огромное количество водяного пара делают эти условия крайне экстремальными.

Профессор Бьорн Беннеке из Монреальского университета провёл дополнительные исследования. Согласно его, температура на экзопланете может достигать 4000°C, а вода находится в сверхкритическом состоянии, где грань между жидкостью и газом становится размытой.

Дальнейшие исследования TOI-270 d помогут уточнить и понять, какие условия могут быть присущи таким экзопланетам и какие из них могут предоставлять наиболее благоприятные условия для возникновения жизни.