Хватит это терпеть: сколько можно удалять игры из маркетов?

Все ошибаются. Автор этого текста, читатели этого текста, родственники и домашние питомцы читателей этого текста. Особенно питомцы, и особенно которые с хвостами и усами. И все они так или иначе имеют право на исправление ошибки — ну, кроме тех, кому ошибка стоит жизни. Например, футбольным вратарям. Разработчики игр тоже имеют право и на ошибку, и на её исправление. Они тоже люди, со своими проблемами и невзгодами, их тоже можно понять.

Хватит это терпеть: сколько можно удалять игры из маркетов?

Выпустить полуторагиговый патч через два дня после релиза? Да, пожалуйста, цейтнот, всё понимаем. Урезать графические настройки этим самым патчем — лаааадно, парни, это было подло, но простим. Прикрутить сверху платное DLC, которое, по-хорошему, должно быть сразу? Хорошо, у всех ипотека, у всех семья, нет вопросов. Удалить игру из цифрового магазина, потому что в сумрачную голову начальника PR-отдела закралось какое-то подозрение — слушайте, а вы там не… часом? Игры удаляют. Из цифровых магазинов. Такое случается — причём довольно часто, и с громкими проектами. Это проблема, реальная проблема. Давайте об этом поговорим.

Как молоды мы были

Раньше (игровой отдел 4PDA, кажется, скоро начнут подозревать в лоббировании луддитов) такого попросту не могло быть. Никакого права на ошибку. Сделал игру с непроходимым боссом? Молодец, тысячи разбомбленных джойстиков и психически неуравновешенных детей — на твоей совести. В крайнем случае, можно было извиниться, срочно отозвать тираж, либо выпустить новый. В совсем уж крайнем случае — взять все картриджи и закопать на пустыре под небольшим американским городком Аламогордо (а потом откопать и соорудить из этого историю чуть ли не библейского масштаба). Там, правда, другая причина — игру можно было пройти без проблем, только никто этого не желал.

Хватит это терпеть: сколько можно удалять игры из маркетов?

Конечно, такое бывало редко — отделы контроля качества следили за состоянием продукции и старались не допускать совсем уж непроходимый кусок кода к релизу. В какой-то мере такой подход остался в консольной индустрии, успешно работая до прихода PlayStation 3, Xbox 360 и их наследниц. Особняком стояла разве что Wii.

На PC же все эти годы творилась вакханалия разной степени сумасшествия. Достаточно вспомнить легендарную Vampire: The Masquerade Bloodlines, которую первые полгода после релиза... ага, нельзя было пройти. Или российские\славянские попытки завоевать весь мир. И, тем не менее, никто от своей работы не отказывался. Латали патчами, как могли. Подключали комьюнити (или те сами решали проблемы). В общем, старались поправить ситуацию, потому что знали: назад хода не будет.

Как всё поменялось

Теперь всё гораздо проще. Цифровая дистрибуция — цифровое право на её обладание. Захотел — выложил игру в «Стиме». Захотел — удалил. Прямо как в поговорке про хозяина слова: захотел — дал, захотел — взял обратно. И никаких вопросов. Однако…

Хватит это терпеть: сколько можно удалять игры из маркетов?

Все, пожалуй, помнят историю с компьютерной версией Batman: Arkham Knight. В цифровом магазине появилось что-то, отдалённо напоминающее законченный продукт. Игрокам это что-то не понравилось: многие из них купили «Бэтмэна» ещё по предзаказу. Запустили, увидели что-то, расстроились — и принялись строчить гневные отзывы. У кого-то, конечно, запустилось (в комментариях к статье такой человек непременно объявится), но солидную часть фанатов (а кто ещё берёт игры по предзаказу?) попросту обманули. Первый раз.

А потом обманули второй, когда из Steam «Бэтмэна» изъяли, и перенесли релиз на осень 2015 года. То, что официальная дата релиза PC-версии изначально совпадала с консольной, никого не волнует. По-хорошему, здесь должна быть какая-нибудь судебная история с неприятным для Warner Bros. финалом. Но её нет. Потому что все привыкли: ну, удалили и удалили, чего тут такого. В итоге Рыцарь Готэма вернулся, но лучше б сидел себе на приставках — финальный релиз оказался всё таким же забагованным (и с жуткими системными требованиями).

Хватит это терпеть: сколько можно удалять игры из маркетов?

В мобильных цифровых маркетах тенденция тоже цветёт и одорирует. Пожалуй, тут даже хуже: за изъятого из вашей Steam-библиотеки ушастого мстителя предусмотрен возврат денег, а в мобильном мире такого нет. Удалят — и на этом всё. Другая проблема планшетно\телефонного рынка — игры здесь стирают потому… да просто захотелось. Например, так сделал автор интерактивного недоразумения Flappy Bird Нгуен Донг. После внезапно свалившийся славы на бестолковый, но чудовищно аддиктивный клон одновременно Super Mario и Angry Birds, Донг просто вынул приложение из App Store. Парень даже объяснился: мол, хотел сделать обычный таймкиллер, а люди в неё сутками залипают, ужас. Не смутила разработчика и финансовая сторона — Flappy Bird приносила Донгу какие-то сумасшедшие деньги. Возможно, часть из них он сразу употребил назально, что, кстати, многое объяснило бы...

Но историю с Flappy Bird хотя бы можно расписать: эксцентрик сделал безумную игру, на которую кинулись все, кому не лень. А как вы объясните чудесную рокировку, произошедшую с мобильным XCOM, когда Enemy Unknown попросту сняли, расчистив место для Enemy Within? Простая аналогия: недавно Apple анонсировал и даже уже выпустил iPhone 6S. Представьте теперь, что по окончании выступления Тима Кука ваш предыдущий телефон — iPhone 6, iPhone 5S или (чем чёрт не шутит) iPhone 3GS — превратился бы в бесполезный кусок металлов и полимеров, напоследок выдав сообщение: «иди за новым, нищебродина». Нравится?

Хватит это терпеть: сколько можно удалять игры из маркетов?

Вообще, расчищать пространство для новых выпусков серии, избавляясь от старых, на iOS и Android — обычное дело. Иногда угроза приходит, откуда не ждали. Например, первого сентября вышла Metal Gear Solid V — продолжение специфической, но великой серии про… уф, да про всё. К мобильной индустрии пятая часть не имеет никакого отношения, но примерно в это же время из App Store выкинули Metal Gear Solid Touch. Официальная причина — проблемы с совместимостью. Приложение выпустили в 2009-м, в качестве поддержки к четвертой части MGS — Guns of the Patriots. Игра пылилась в маркете шесть лет, и внезапно стала с чем-то там несовместима. Правда, вместе с MGS Touch Konami аннигилировала ещё десяток проектов, включая Crayon Physics Deluxe — ту самую, где вы рисовали неприличные предметы, а они проявлялись в кадре по физическим законам. То есть, поговорка про «захотел — дал, захотел — взял» актуальна и здесь.

Довольно часто тайтлы стирают из-за пришествия новой версии операционной системы. Делали что-то, скажем, под iOS 6, а тут аж восьмую выкатили, а под ней ничего не работает. В идеальном мире старые разработки быстро бы адаптировали под новые билды, незаметно заменив файл в магазине. Едва ли это так сложно. Или, на крайний случай, повесили бы табличку: «работает только на iOS 6». Что-то похожее вы можете увидеть в аннотациях к своим антикварным CD-дискам. Но мы живем в мире, далеком от идеального, поэтому EA разом выносит из App Store 11 своих продуктов (включая неплохой Dead Space и великий Need For Speed: Shift). А всё потому, что вышла iOS 9, и допиливать под неё хиты пятилетней давности никто не хочет.

Аналогичная прескверная история произошла с BioShock. Его также выпроводили с маркета. Правда, тут история скорее повторяет случай с Batman: Arkham Knight. Игра вышла на мобильных в сильно покорёженном виде, об ужасной графике и зарубленной атмосфере можете в красках прочитать в нашем обзоре. Больше года BioShock для iOS заставлял краснеть команду, ответственную за перенос. Потом, видимо, терпеть не стало сил — и игру удалили. Опять же, деньги: когда шутер появился в App Store, он стоил 600 рублей. После чехарды с курсом — около тысячи. Сложно (точнее, наоборот, легко) представить себе эмоции человека, купившего BioShock месяц назад, стеревшего его, а потом — ну, захотелось! — возжелавшего установить обратно. А чёрта с два, дружок.

Как с этим жить

Пока не совсем понятно, что же с этим делать. Вы предзаказываете тайтл, а через день после релиза его переносят на пару месяцев. Вы давно хотите пройти вон ту аркаду, а выясняется, что её удалили. Вы в замешательстве, всё в этом мире кажется вам иллюзорным и ненастоящим. Сегодня одно, завтра другое.

Хватит это терпеть: сколько можно удалять игры из маркетов?

В культовом романе Оруэлла «1984» была специальная служба, вымарывающая любые воспоминания о человеке. Провинился — чёрный воронок увёз в неизвестность, а из газет, рабочих списков и медкарточек исчезли все данные. Словно и не жил никогда. EA с Konami, конечно, далеко до Большого Брата, но методы одинаковые: удалить, что можно, а потом сделать вид, будто ничего и не было. Самое грустное, что приём срабатывает — побухтят да забудут. И прощаются ошибки и пущенные на ветер деньги, прощается отвратительное портирование, прощается всё — потому что огрехи прошлого благополучно затёрты цифровой цензурой.

Оруэлл, конечно, ничего не выдумал, кроме собственно зачищающей службы. В реальной жизни зачистку выполняли те же, кому полагалось вести документацию — ЗАГСы, паспортные столы, редакции СМИ и энциклопедий. Именно так дело и обстояло с врагами народа в СССР сталинских времён. Оно и сегодня так обстоит — в Северной Корее. Достойный пример для подражания, господа издатели, не находите?

Автор текста: Илья Божко

Источник: 4pda.ru


©  4PDA