Эксперты отмечают рост внимания научного сообщества к российским исследованиям

Компания Thomson Reuters, специализирующаяся на проведении анализа в области информации, бизнеса, науки и других сферах и являющаяся лидером в этой сегменте, провела очередное исследование инноваций, научных работ и патентов, разрабатываемых в странах Большой двадцатки (G20) за период с 2002 по 2013 годы. Сегодня Intellectual Property & Science, подразделение Thomson Reuters, опубликовало отчет «Показатели стран большой двадцатки в области исследований и инноваций». Целью проделанной работы стало выявление наиболее распространенных стратегий в области науки ведущих мировых экономик. Согласно выявленным данным, акцент влияния стран в научной сфере сместился с США и Евросоюза на Китай, Индию, Францию и Великобританию. Наиболее важными дисциплинами, по которым на мировую науку влияет Россия, являются физика, математика и химия. Среднее цитирование российских ученых в последнее десятилетие неуклонно растет.

Наиболее важными выводами исследования, проведенного Thomson Reuters, являются:

Смещение традиционных лидеров. Такие гиганты в научных исследованиях, как США и ЕС постепенно сдают свои позиции. Доля работ в Соединенных Штатах Америки упала с 33% в 2003 году до 28,7% в 2012 году. Доля Евросоюза в этой же области сократилась на 3%. Значительный прирост рецензируемых научных работ в Китае и Индии. Работы китайских ученых в 2013 году достигли 14% от общемирового показателя, в то время, как в 2002 году их доля не превышала 5,6%, а в начале 80-х годов составляла менее 0,5%. Индийские ученые в 2012 году опубликовали в два раза больше научных работ, чем в 2003 году. В основе инноваций Китая лежат химическая и физическая сферы. Помимо этого, наблюдается рост научных исследований в области инженерии и геонауках. В период с 2003 по 2012 год Китай увеличил количество патентных заявок в десять раз — с 40 тысяч до 400 тысяч. Такой скачек во многом связан с особым вниманием руководства страны на инновационное развитие государства. К настоящему времени 45% изобретений в области природных веществ приходятся на КНР. Дола изобретений Китая в области информационных технологий составляет 5,25%. Президент Thomson Reuters IP & Science Бэзил Мофта (Basil Moftah) отметил динамику роста количества научных исследований и инноваций. По его словам, общая картина развития науки становится весьма оптимистичной. Возможности роста научных изысканий обеспечиваются доступностью информации и наличием разнообразных аналитических средств.

Количество проиндексированных в международной реферативной базе данных Web of Science Core Collection публикаций российских ученых практически не изменилось — в 25 573 работ в 2003 году до 26 503 работ в 2012 году. Этот показатель вырос всего на 4%, по сравнению с 50% для всех публикаций, проиндексированных в Web of Science.

Валентин Богородов, эксперт по наукометрическим ресурсам Thomson Reuters, отметил рост цитируемости российских исследований в международных научных журналах, что свидетельствует о большом интересе к научным исследованиям в России со стороны мирового научного сообщества. Основными дисциплинами для нашей страны по-прежнему остаются химия, физика и математика.

В то же время растет объем цитирования российских исследований в области медицины и биологии, что свидетельствует о том, что на сегодняшний день в России имеются некоторые перспективные научные направления. «Хочется надеяться, что эта положительная тенденция получит дальнейшее развитие в будущем», — продолжает господин Богородов. Управляющий директор Thomson Reuters Scientific and Scholarly Гордон Макомбер (Gordon Macomber) говорит: «Данное исследование — это еще одно доказательство глобализации науки и инноваций. Оно также демонстрирует роль научных исследований и инноваций в глобальной экономике».