Для чего вдоль железной дороги рассыпают груду камней: вопрос, о котором вы точно задумывались

12.04.2022, 06:30
Наверное, хоть раз вам приходилось идти вдоль железнодорожных путей. И скорее всего, вы видели множество серых камней, которыми усыпаны рельсы и шпалы. Рассказываем, зачем они нужны.
Ирина Слепухина
Для чего вдоль железнодорожных путей насыпают камни: вопрос, о котором вы точно задумывались

Если вы когда-нибудь забирали с собой камни с железнодорожных путей или раскидывали их вокруг, то лучше больше так не делайте. От этих невзрачных камешков зависит целостность железной дороги

Зачем нужны камни на железной дороге?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему на ж/д путях почти всегда лежат камни? Начнем с того, что камни, которые вы видите рядом с железной дорогой,  называются балластом. Они формируют рельсовое полотно, на которое укладываются железнодорожные шпалы. Балласт насыпают в пространство между шпалами и другими рельсовыми опорами, заходя за контур рельсов.

Железнодорожная шпала — это прямоугольная опора, которая обычно держится перпендикулярно рельсам. Они обычно изготавливаются из дерева или предварительно напряженного бетона, хотя последнее сегодня используется более широко. Функция железнодорожных шпал состоит в том, чтобы удерживать рельсы на ж/д путях вертикально и на правильном расстоянии друг от друга.

Балласт служит целому ряду целей на железной дороге. Он обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути под воздействием поездных нагрузок и изменяющихся температур, а соответственно, гарантирует, что рельсы останутся на месте при перегоне сверхтяжелых поездов.

Он также играет важную роль в сдерживании растительности, которая может ослаблять почву под железнодорожными путями. Еще одной важной функцией балласта является то, что он защищает рельсы от затопления. Это не означает, что балласт полностью изолирует пути от воды, но он облегчает дренаж, чтобы жидкость не размывала землю.

В целом, от конструкции и качества балластного слоя зависят общее состояние железной дороги,  уровень максимальных скоростей движения поездов, сроки службы рельсов, скреплений и шпал, а также затраты на текущее содержание пути и вся система его ремонтов.

Какими камнями посыпают железную дорогу?

На первый взгляд может показаться, что сотрудники железных дорог просто собрали в округе камни и засыпали ими пути. Но это не так. На ж/д путях в качестве балласта можно использовать только конкретные камни.  Например, если вы положите гладкую круглую гальку в балласт, то во время движения поезда камни будут скользить и скатываться, а значит не смогут поддерживать рельсы и шпалы. В связи с этим для балласта нужно выбирать материалы, которые будут соответствовать определенным требованиям. Они должны быть:

  1. твердыми и износостойкими;
  2. упругими (с хорошей амортизационной способностью);
  3. крупными, но не слишком — чтобы занимать стабильное положение и при этом создавать ровную поверхность под шпалами;
  4. разной формы — кубической и вытянутой формы для улучшения износостойкости и создания хорошего сцепления.
Для сооружения железных дорог используют фракции 25–60 (т.е. размеры камня на ж/д путях должны быть от 25 мм до 60 мм) поэтому щебень смешивают.

Для этих целей хорошо подходят щебень, получаемый при дроблении горных пород, отходы асбестового производства, галечно-гравийно-песчаная смесь, образующаяся в результате естественного разрушения горных пород, крупно- или среднезернистый песок.

©  Популярная Механика