Что думают российские разработчики про новые правила Apple в App Store, NFC и браузеры в Европе

25 января случилось то, что некоторые пользователи iOS ждали больше 10 лет. Apple официально и впервые собралась открывать возможность установки приложений не из App Store, а из сторонних магазинов приложений. Также будут разблокированы платежи по NFC для сторонних программ и установка других движков браузеров.

Редакция iPhones.ru попросила российских разработчиков прокомментировать это событие. Приводим их мнение далее. Не все согласились публично под ним подписаться, но это нормально.

Иван, iOS-разработчик, крупная российская компания

Все сегодняшние объявления явно нацелены на прессу и европейских законодателей. Технических подробностей на различных страницах, в том числе на портале разработчиков, нет.

Учитывая важность прецедента, стоит ожидать «палки в колёса» для различных участников процесса. Возможно, новые API будут доступны для приложений с iOS 17 или даже iOS 17.4, что заметно уменьшит количество пользователей, которые смогут поставить «стороннее» приложение. Сейчас крупные проекты стараются поддерживать версии начиная от iOS 14, иногда iOS 15+.

Компания даёт понять, что не пустит того, кто не будет готов подтвердить свою возможность финансово обеспечивать работу новых магазинов. Это становится ещё одним ограничивающим фактором. Выходить в сторонних магазинах смогут те, кто точно знают, как монетизировать своих пользователей.

Не стоит ожидать, что данный функционал будет доступен где-либо ещё помимо Европы до вступления в силу похожих законов в других странах мира. У Apple достаточно различных источников данных о местоположении пользователей (можно вспомнить активацию ЭКГ на Apple Watch), которые могут быть использованы для запрета установки сторонних приложений за пределами Европы.

Александр Петровичев, iOS-разработчик, Дубликатус

Как я понимаю, разработчикам приложений можно будет размещаться в альтернативных магазинах бесплатно. А вот создателям самих маркетплейсов придётся платить по 50 центов за установку магазина на самих устройствах. При этом в такой сторонний магазин можно будет выложить только те приложения, которые так или иначе доступны в App Store.

Скорее всего, разработчикам добавят дополнительные «галочки», на каких маркетплейсах выкладываться. Если они не будут вставлять никакие палки в колеса (например, убирать SMB) — не вижу, почему девелоперам не стоит пользоваться этой возможностью. Как я понимаю, 30% комиссии все равно надо платить, если имеются покупки внутри приложений.

Думаю что какие-то страны захотят сделать свои альтернативы App Store, а некоторые гигантские корпорации вроде Epic Games запустят свои маркетплейсы, чтобы там распространять свои игры. Но не считаю, что это будет популярно. Например, непонятно, зачем тем же Epic Games пускать в свой собственный магазин всех подряд. Да и с точки зрения юзера не очевидно, зачем другие магазины нужны — ну, кроме как скачивания банковских приложений.

Дмитрий Анохин, iOS Team Lead, Aitu

В очередной раз видим, что ЕС имеет большое значение для Apple. Вероятно, прецедент с USB-C удалось использовать, и поэтому именно тут пользователи первыми получили альтернативные магазины, сторонние способы платежей в приложениях и браузерные движки.

Можно ли это назвать победой над «монополией» Apple? Нет. Прочитав анонс несколько раз, можно прийти к выводу, что Apple пытается найти золотую середину и не упустить выгоду, при этом формально соблюдая закон.

Сейчас крайне сложно прогнозировать, как возможность использования альтернативных магазинов отразится на пользователях, станет лучше или хуже, изменится ли что-то. Если обратить внимание на Android, то там мы увидим, что Google Play всё равно имеет доминирующее положение Google Play. Стоит ли ожидать, что в экосистеме Apple будет иначе? Думаю, нет.

Если рассматривать альтернативный магазин как способ установки удалённых из App Store приложений, то все может оказаться не так просто. В цепочке процесса выпуска любого приложения для iOS никуда не исчезла обязательный процесс нотаризации (проверки приложения экспертами Apple), которая может оказаться непреодолимым барьером, в том числе из-за санкций.

Что же касается браузеров, то это решение действительно позитивное без всяких «но». Вряд ли Apple оставит вопрос безопасности таких браузеров без внимания. Скорее всего, подготовит специальные инструменты для защиты их пользователей.

Важной частью этого обновления является попытка купертиновцев обеспечить высокий уровень защиты пользовательских данных. Высокие стандарты Apple по этой части уже давно являются их визитной карточкой. По уже сложившейся традиции, каждая новая крупная версия iOS не обходится без ужесточения политик использования системных API или очередных требований к хранению и обработке.

С одной стороны мне, как девелоперу, надо будет платить 50 евроцентов с каждой установки после миллиона установок. С другой, они и комиссии уменьшили до 17% (10% для SMB). Пока ты не превышаешь 1 миллион установок, новую схему можно использовать без проблем. Но если у твоего проекта больше скачиваний, то мало частных проектов будет сходиться по финансам. С человека нужно получать 4 евро, чтобы 0.13% от этого было больше 50 евроцентов.

Какой вывод можно сделать из всего этого? Для себя я это вижу как широкий бета-тест в рамках одного региона. В скором времени аналоги этого европейского закона о цифровых рынках начнут появляться в странах, заинтересованных в защите собственных интересов. Хочется верить, что в будущем мы увидем еще большую открытость Apple к изменяющемуся мировому рынку.

Важно понимать, что сторонние маркетплейсы всё ещё находятся внутри операционной системы iOS на устройстве от Apple и используют API от Apple. Это значит, что при разработке приложений разработчики будут использовать iOS SDK, покупать аккаунт разработчика, использовать Xcode и портал разработчика. Весь «облачный» функционал будет от Apple, те же Push-уведомления через APNS.

Логично, что Apple будут брать плату за использования этой функциональности. Можно ещё заметить, что Apple снизила комиссии, что делает разработку сторонних маркетплейсов менее привлекательными. А разработчикам менее привлекательно быть «и там, и тут», так как есть плата за установку.

Более того, если ваш аккаунт разработчика заблокируют, то сторонний магазин не поможет доставить Push-уведомления и предоставить функциональность от Apple.

Например, в Android разработчикам нужно использовать Google Сервисы для Push-уведомлений, или Сервисы Huawei, если говорим про приложения для устройств с ОС от Huawei.

Снижение комиссий и послабления в плане использования сторонних систем покупок открывают свободную дорогу к более гибким механизмам оплат, которые в текущий момент реализуются с некоторым трудом. У Apple Review Team очень строгий гайдлайн по этому поводу. И любая зацепка за «диджитал контент» автоматически обязывает разработчика использовать API In-App Purchase. Более того, функциональность самого приложения может подвести проект под формат «для покупок», а к ним всегда усиливаются требования в процессе проверки ревьюверами Apple.

Для российского рынка это пока знак, что если в РФ введут такие же меры, то появится возможность снизить комиссии и получить больше возможностей по использованию и распространению приложений. Если до нас это всё доедет, то можно ожидать приложение с банковскими картами от всех банков. И каждый уважающий себя банк сделает подобный функционал.

Смущает только, что там будет необходимо предоставить выбор, какое приложение вместо Wallet будет использовать пользователь. Если у пользователя несколько банков, то пользоваться этим будет неудобно.

P.S. Вы русскоговорящий разработчик и вам есть, что добавить? Пишите на [email protected] или в Telegram @ngoryainov.

©  iphones.ru