Руководство ИТ-контрактниками требует мастерства

Прием на работу ИТ-контрактников - это быстрый и легкий способ найти тех, кто поможет закончить работу над срочным проектом или примет на себя выполнение рутинных заданий, но вот управление такими сотрудниками таит в себе немало рисков, пишет Computerworld.

Так как компании постепенно возобновляют работу над проектами, отложенными из-за экономического кризиса, и больше внимания уделяют техобслуживанию, они начинают заполнять свои ИТ-вакансии - не только постоянными сотрудниками, но и теми, кто уже когда-то имел дело с их организациями - ИТ-контрактниками.

Сторонники считают, что прием на работу ИТ-контрактников - временно в штат или для удаленной работы - предоставляет и крупным, и небольшим компаниям возможность доступа к тем умениям и знаниям, которые отсутствуют у постоянного персонала. Кроме того, это дает возможность быстро собирать команду для работы над проектом, избегая длительного рекрутингового процесса, и разгрузить основной штат, передав на выполнение часть рутинной работы более дешевой рабочей силе.

Президент рекрутинговой ИТ-компании Modis Джек Каллен считает, что для организаций контрактники - это разумный способ подыскать нужного специалиста в нужный период времени. По его словам, работодатели полагаются на контрактников в любой ИТ-области - от сетевых инженеров и веб-разработчиков до специалистов колл-центров и бизнес-аналитиков.

Согласно последнему отчету IDC, расходы с середины 2010 года на рынке ИТ-контрактов вновь стали расти, и в 2011-м заметно повысились. И хотя кризис в Еврозоне в 2012 году замедлил этот рост, эксперты IDC прогнозируют, что он все равно будет продолжаться.

Несмотря на то, что использование труда контрактников вполне разумно и обосновано, ИТ-департаменты могут столкнуться с проблемой - как же ими руководить? Они так же ходят, говорят и программируют, как постоянные сотрудники, с которыми они рядом работают, но на самом деле сотрудниками компании не являются. Эксперты рынка труда отмечают, что существует множество мнений о том, где необходимо проводить границу между контрактниками и постоянными сотрудниками. Но толковым ИТ-руководителям следует потратить время на то, чтобы найти разумный баланс, как лучше управлять своей командой.

Как извлечь максимум пользы от труда ИТ-контрактников и правильно с ними обходиться в процессе работы? Вот что советуют ИТ-руководители, успешно работающие с временным персоналом.

Когда и зачем использовать контрактников

В компании Vanguard Health Systems, например, использование труда контрактников не следует каким-то жестким принципам. По словам CIO Скотта Бланшетта, все зависит от ситуации. В компании есть несколько контрактников, которых взяли из-за определенных умений и талантов, но есть и те, кого приняли на работу, потому что было необходимо вовремя завершить какие-то сложные проекты.

Медицинская компания WellPoint также берет на работу контрактников, чтобы закрыть вакансии определенными специалистами или быстро увеличить штат в тех областях, где они хотели расширить свою деятельность, рассказывает CIO организации Эндрю Дж. Ланг. При таких сценариях развития событий контрактников берут на работу с целью в дальнейшем оставить у себя в штате.

В WellPoint также недавно приняли на работу довольно большую группу контрактников как "ресурс с переменной потребностью", но размер этой группы возрастает или уменьшается "в зависимости от количества работы над проектом". В компании также практикуют передачу рутинной работы тем, кто трудится на контрактной основе.

А в Reed Technology и Information Services труд контрактников используется более расчетливо. У них достаточно ресурсов, чтобы справляться с объемами работы с помощью постоянного штата сотрудников, отметил CIO Дейв Баллэ. Для них это скорее вопрос корпоративной культуры, а не чисто технический аспект. Так сложилось, что они всегда старались изыскивать ресурсы в самой компании и обращались к контрактникам только в том случае, если таких специалистов у них не находилось. При этом в Reed все-таки пользуются услугами ИТ-контрактников, как правило, в рамках партнерских отношений с вендорами. Если во внедряемой программе сложные технические требования, провайдеры могут предоставить своих сотрудников для выполнения определенной работы. Баллэ уверен, что каждая организация в какой-то момент оказывается в ситуации, когда у нее просто не оказывается необходимого специалиста в штате.

В компании Ingram Micro постоянно задаются вопросом, а есть ли у них нужные специалисты для решения того или иного вопроса, и от этого зависит, возьмут ли они на работу контрактников или нет. Они приглашают контрактников, сведущих в процессах SAP и основных элементах конфигурации, в управлении широкомасштабными программами и новых технологиях, например, Microsoft Lync или Cisco UCS. CIO компании Уайт отмечает, что они берут на работу временный персонал, пока создают собственную внутреннюю базу специалистов в какой-то технологической области. В итоге этих людей потом могут пригласить на постоянную работу, если только у них в контракте не оговорено иное. В течение нескольких лет они именно так перевели к себе в штат ряд сотрудников, работавших ранее на контрактной основе.

В компании Pro Publica Ник Лейниз не просто ИТ-директор - он и есть весь ИТ-отдел. Компания предоставила ему помощь в лице одного контрактника, работающего с Pro Publica на долговременной основе. Когда два года назад Лейниз начал там работать, этот сотрудник уже был выбран, поэтому он его просто "унаследовал". И к слову сказать, его услугами пользуются до сих пор довольно успешно. Он разработал первоначальную инфраструктуру компании и отлично знает их бизнес, поэтому такой подход здесь эффективно работает.

Часть команды? Или сам по себе?

Как только ИТ-контрактники вошли в вашу команду, руководить ими надо больше с точки зрения корпоративной культуры, а не технической, рекомендуют опытные ИТ-руководители.

В компании Ingram Micro, например, контрактники становятся членами "команды Ingram Micro", и ими руководят именно те ИТ-подразделения, которые ответственны за предоставление конкретных услуг, где контрактники как раз и оказывают помощь. Но это делается не только для того, чтобы прослыть дружелюбно настроенной компанией, говорит Уайт. Это часть строго контролируемого процесса и делается для того, чтобы приносить ценность бизнесу, где, как правило, прибыль невысока. Они проверяют, насколько эффективно работают контрактники в их компании, бдительно отслеживают время их работы не только по финансовым причинам, но и для того, чтобы сохранить хорошие взаимоотношения.

Руководителям на заметку: 5 вещей, которые ИТ-контрактники терпеть не могут

Несмотря на то, что действительно могут быть веские причины, чтобы обращаться с контрактниками и постоянным персоналом по-разному, будьте уверены, временные сотрудники и сами заметят любую разницу в отношении. Вот на что могут жаловаться ИТ-контрактники, временно принятые на работу в какую-нибудь компанию:

  1. Прибыв на рабочее место, они обнаруживают, что их бумаги не подписаны, оборудование не заказано, а письма или другие необходимые счета не составлены.
  2. Они не могут принимать участие в программах по ориентации и адаптации сотрудников, начав работать в новой компании.
  3. Им отказывают в некоторых привилегиях, например, в возможности работать на дому или по гибкому графику, что предлагается сотрудникам, занятым на постоянной основе.
  4. Их не приглашают принимать участие в социальных мероприятиях компании.
  5. Они не получают отзывов о выполнении своей работы или повышения. Как сказал один контрактник, "единственный способ узнать, хорошо ли ты выполнил свою работу, это получить продление контракта".

Но постепенно различие между штатными сотрудниками и контрактниками, которые проходят процесс адаптации на новом месте, пропадает. Во многих компаниях начинают придерживаться принципа, что консультанты - это члены команды, а не просто нанятые помощники, которых следует держать на расстоянии. Единственное исключение могут составлять какие-то конфиденциальные мероприятия для руководителей, и, конечно, в компаниях зачастую контролируют уровень доступа контрактников к информации.

В некоторых организациях, особенно в таких отраслях, как здравоохранение, вопрос доступа и безопасности первостепенен. Лишь некоторые ИТ-контрактники, которые зарекомендовали себя как надежные сотрудники, имеют привилегированный доступ к данным, но большинство из них работает в определенных сегментах над определенными заданиями. Такого принципа придерживаются, например, в медицинской компании Vanguard.

Снабжать контрактников оборудованием или нет?

Когда речь заходит об оперативном техническом обеспечении и техподдержке контрактников, какой подход лучше выбрать, опять же диктует корпоративная культура.
В Ingram Micro контрактников время от времени обеспечивают оборудованием, подробно указывая в контракте, как с ним обращаться. В других случаях сам поставщик услуг снабжает своих сотрудников. Но в обоих сценариях главный вопрос - это безопасность. Уайт рассказал, что к организациям, которые обеспечивают рабочие места своим оборудованием, они предъявляют серьезные требования и тщательно их сканируют, поскольку это напрямую влияет на общую безопасность их компании.

Технический директор компании Sendme Майк Столнейкер описывает свой подход к техническому обеспечению контрактников так: если это постоянно сотрудничающие с ними контрактники, то они предоставляют им систему, соответствующую типичным инженерным системам компании. Дело в том, что когда контрактники уходят, в компании могут быть уверены, что сохранили данные, над которыми те работали. Но если взяли консультанта для выполнения каких-то краткосрочных задач, то они приносят собственное оборудование.

Уничтожит ли SaaS ИТ-контрактников?

Если интерес корпораций к приобретению ПО как услуги сохранится, то, возможно, наступит день, когда ИТ-контрактники исчезнут навсегда? Специалисты в один голос заявляют "нет".

Хотя многие компании сейчас используют в каких-то сегментах бизнеса, к примеру, Salesforce, почти во всех случаях - в отношении лицензирования и использования данной технологии - большинство копий этих программ они размещают в своих центрах обработки данных.

Скорее всего, потребность иметь реальных людей в служебных зданиях, будь то штатные сотрудники или контрактники, никуда пока не исчезнет. Одна из главных причин - это перспективное видение. Иметь на рабочем месте не одну точку зрения всегда хорошо, особенно, если эта точка зрения со стороны.

©  @Astera