О чем болит голова у CEO?

По мнению экспертов Gartner, в связи с возросшим доверием к ИТ со стороны бизнес-руководителей очень важно, чтобы CIO научились понимать проблемы, которые волнуют CEO, и разбираться в последствиях, которые они могут иметь для ИТ.

В Gartner выделили семь главных "забот" CEO, которым CIO стоит уделить особое внимание. "Бизнес-руководители уверены, что в 2011 году нас ждут очень неопределенные времена, и они должны защищать экономический рост, несмотря на падение делового доверия и доверия потребителей", - считает Марк Раскино, вице-президент и член Gartner.

Так о чем же беспокоятся CEO?

Снижение доверия

Многие CEO в 2011 году перестанут заниматься увеличением инвестиций и расширять бизнес, если доверие продолжит падать. Это своего рода корректировка реальной ситуации, когда восторг руководителей по поводу отражения кризиса 2008-2009 гг. немного поутих.

При подготовке к 2011 году большинство CIO должны принять к сведению следующее - их ждет весьма ограниченное увеличение ресурсов, наряду с возрастающей корпоративной осторожностью, а подход "обходиться тем, что есть" по-прежнему остается актуальным. Однако некоторые бизнес-программы, задуманные в середине 2010 г., все же пройдут бюджетный цикл, но могут столкнуться с увеличением задержек и нерешительностью со стороны бизнес-руководителей в первой половине 2011 года. В начале года CIO следует напомнить владельцам бизнес-программ, что они рискуют потерять ИТ-ресурсы, которые могут перейти к кому-то другому.

Поддержание внутреннего генерирования наличности

Большинство CEO рады тому, что их радикальные программы по снижению затрат, начатые в 2009 г., опередили падение спроса, так что их предприятия даже принесли избыток денежных средств, который был им нужен, чтобы преодолеть эти неопределенные времена. Сейчас они столкнулись с необходимостью инвестировать в развитие и одновременно поддерживать значительный избыток наличных средств, чтобы обезопасить себя от приступов непостоянства бизнеса, которые продолжаются как отголоски финансового кризиса.

"CEO будут более заинтересованы в экономических обоснованиях тех ИТ-проектов, которые увеличивают денежные показатели, - говорит Раскино. - Чтобы показать, что ИТ-департаменты вносят свой вклад в решение самой серьезной из текущих бизнес-проблем, CIO должны доказать, что проекты, которыми они занимаются, способствуют генерированию наличных средств и ускорению движения денежной наличности. Возможно, для решения этой проблемы необходимо участие команды руководителей и изменение долевого соотношения денежных средств, когда будут определяться финансовые приоритеты".

Инвестирование в новую рентабельность

Некоторые CEO последние два года получали высокую прибыль благодаря разнице, которая возникла из-за серьезных сокращений текущих расходов. Альтернативное решение – то есть получение прибыли из-за повышения цен – доступно немногим, потому что возможности ценообразования ограничены из-за более расчетливого поведения потребителей. Чтобы получать серьезную валовую прибыль, CEO необходимо заняться развитием системной рентабельности путем реорганизации бизнес-процессов, а не просто сокращать расходы.

А CIO следует нацелиться, по крайней мере, на один из основных бизнес-процессов и радикально изменить его или полностью вычеркнуть в 2011 или 2012 году. CIO, которые предлагают идеи, как можно значительно снизить затраты, например, проводя глобальные комплексные изменения в процессах или автоматизируя их, с большей долей вероятности получат одобрение CEO. К примеру, можно упразднить письменные заявления потребителей, перейдя на онлайн-формы общения.

Применение инноваций для развития

Большинство компаний во время экономического кризиса продолжали заниматься научно-исследовательской работой и разработками, но они очень часто не торопились внедрять их, ожидая улучшения рыночных условий. Как только ситуация стабилизируется, CEO потребуется ускорить монетизацию инновационных сделок, которые они заключили.

По словам Раскино, CEO требуется помощь ИТ-департаментов для того, чтобы принести инновационный продукт или услугу на технически развитые рынки. "Большинству CIO следует прибавить сюда электронную коммерцию, электронные услуги, социальный маркетинг, смартфоны или инновации на местах, которые способствуют внедрению нового продукта или услуги".

Привлечение политизированной экономики

CEO необходимо принимать участие в серьезных обсуждениях наряду с политическими руководителями, поскольку именно они переписывают правила, по которым работают экономики. Так как развитые экономики пытаются вернуться к солидному росту, многие бизнес-руководители озабочены тем, что законодательные и налоговые изменения, проводимые правительствами, могут нанести вред их рынкам. В частности, ведущие CEO беспокоятся, что сложные налоги, взимаемые для возмещения субсидий и средств на стимулирование экономики, могут привести к увеличению их расходов и ослаблению спроса.

CEO нужна стратегическая информация, чтобы выигрывать политические баталии и соблюдать законы во избежание штрафов. В некоторых случаях бизнес-руководители смогут сами создавать или отклонять нормативные документы. CIO необходимо убедиться, что они имеют прочную тактическую связь с администрацией CEO и юридическим департаментом для того, чтобы помогать им с анализом сложных данных и разбором информационных запросов.

Долгосрочное устойчивое развитие

Многие долгосрочные проблемы заставили CEO задуматься об устойчивости бизнеса и отрасли. Сюда можно отнести огромные масштабы развивающихся экономик, вроде Китая, неустойчивость товарных цен на нефть, драгоценные металлы и другие ресурсы в последние годы, и ограниченные запасы новых важных минеральных ресурсов, например, лития и неодима. Эти факторы лишь дополняют список других серьезных долгосрочных проблем, например, связанных с нефтяными запасами, изменением климата, утилизацией отходов, увеличением количества инструкций и финансовым вмешательством правительства. Эти примеры наглядно демонстрируют, как CEO учатся работать, думая об устойчивом развитии, и извлекают из этого выгоду.

Хотя снижение электроэнергии, потребляемой при ИТ-операциях, остается насущной проблемой, для большинства организаций более важной и стратегической задачей является то, как ИТ-департаменты могут помочь бизнесу обеспечить более устойчивое развитие. ИТ-отделы должны научиться участвовать в процессе и повышать эффективность деятельности предприятия. CIO необходимо управлять бизнес-системами, рассчитанными на долгосрочное развитие, и планами по развитию информационной структуры.

Наследие и преемственность

Из-за последствий недавнего экономического кризиса и "атак" на зарплату последние пару лет многие CEO не так уж были довольны своей ролью, хотя их положение сейчас выправляется. Аналитики Gartner ожидают, что в последующие полтора года среди CEO увеличится текучка, как только советы директоров займутся новыми, послекризисными стратегическими направлениями. Большинство CEO вышли из стен самой компании, и это означает, что они, вероятно, знали последних двух технических директоров. Если у них негативное отношение к ИТ, то, скорее всего, возможности были упущены.

"Мы все хотим иметь бизнес-руководителей, которые разбираются в технологиях и будут работать вместе со своими CIO рука об руку, будут понимать, что предлагают ИТ, инвестировать в них, и вести дела, используя технологии на полную катушку. Чья вина в том, что есть CEO, которые не понимают, не любят ИТ, и которые относятся к ним, как к неизбежным расходам, а не ценному созидательному инструменту?", - задается вопросом Раскино.

"В последующие лет пять позиции CEO займут представители поколения "великого подъема". Эти люди занимают сейчас должности, равные CIO, - говорит Раскино. - Что касается профессии, то мы пожинаем только то, что посеяли. CIO должны определить вокруг себя тех, кто способен занять эту высокую должность и помогать им на последних стадиях профессионального развития. Учите, наставляйте, советуйте, убеждайте, поддерживайте, взращивайте и культивируйте нового бизнес-руководителя, такого, на какого вы хотели бы работать".

©  @Astera