Чем противобуксовочная система отличается от ESP: факты, которые удивят даже опытных автовладельцев

24.08.2022, 18:25
В системах активной безопасности можно запутаться. Возьмём противобуксовочную систему (TCS) и систему электронной стабилизации (ESP). У них есть общие датчики, обе системы могут вмешиваться в работу тормозов и двигателя. Но задачи они решают разные.
Рома Назаров
Чем противобуксовочная система отличается от ESP: факты, которые удивят даже опытных автовладельцев
sam medve / Unsplash

Эти две электронные системы работают очень схожим образом, но служат разным целям.

Система курсовой устойчивости (Electronic Stability Programm, ESP) помогает избежать заноса и бокового соскальзывания, которые часто приводят водителя в кювет или, что гораздо страшнее, выносят его задом наперёд на встречную полосу. 

Эта система состоит из набора разнообразных датчиков и микрокомпьютера. Электронный «мозг» постоянно измеряет множество параметров, которые могут помочь определить, по какой траектории движется автомобиль:

  • скорость вращения каждого колеса.
  • угол поворота передних колёс.
  • ускорения, действующие на автомобиль в целом.
  • В типичном случае это происходит 25 раз в секунду. 

На основании этих данных система определяет, едет ли автомобиль строго по заданной траектории или начал потихоньку сползать в занос. Во втором случае система автоматически подтормаживает то или иное колесо, а если этого не хватает, то может и «придушить» двигатель, чтобы уменьшить скорость и вернуть управляемость.

ESP Wikipedia
Индикатор ESP на приборной панели.

Противобуксовочная система (Traction Control System, TCS) служит другой цели. Её задача — улучшить сцепление колёс с дорогой в момент, когда двигатель подаёт тягу.

Допустим, вы ждёте на въезде на кольцевую развязку и замечаете, что в потоке машин на круге есть промежуток, в который можно вписаться. Вы резко нажимаете педаль акселератора… и ведущие колёса проскальзывают, а вместо впечатляющего разгона получаете только запах горелой резины.

Если же на машине активирована TCS, она вмешается одним из двух способов:

  • слегка уменьшит тягу двигателя,
  • притормозит буксующее колесо.

Есть ли польза от ESP и TCS?

В 2019 году в Bloomberg Philanthropies подсчитали, что ESP помогли на 38% сократить число смертей в ДТП, связанных с потерей управления.

Заметьте, несмотря на обязательность оснащения ESP во многих развитых странах, аварии такого типа сократились чуть больше чем на треть. Напрашивается вывод, что главным фактором безопасности на дорогах остаётся прокладка между рулём и сиденьем.

Когда эти системы мешают, а не помогают?

Такое тоже возможно. Например, с активированной TCS сложно выбраться из снега. В этой ситуации небольшое проскальзывание колёс бывает полезно, чтобы они вцепились, но система слишком рьяно душит двигатель.

Дрифт Uillian Vargas / Unsplash
А вот с TCS не подрифтишь.

Как по-другому могут называться эти системы?

Можно встретить и альтернативные названия обеих систем. Например, так делают автопроизводители, чтобы избежать прямого сравнения с системами конкурентов. Вот несколько альтернативных названий для ESP:

  • ESC (Electronic Skid Control),
  • BMW называет свою систему DSC (Dynamic Stability Control),
  • Honda — VSA (Vehicle Stability Assist),
  • Porsche — PSC (Porsche Stability Control).

А вот варианты названий противобуксовочной системы:

  • ASR (нем. Antriebsschlupfregelung),
  • TRC (Traction Control),
  • DTC (Dynamic Traction Control).

©  Популярная Механика