Буквы и строки

0012-012-Suschestvuet-dva-tipa-shrifta-tip-A-i-tip-B-tip-B-s-naklonom-75Размер букв влияет на количество знаков в строке. Можно предположить, что существует оптимальный размер шрифта или количество знаков в строке. Можно ли считать шрифт в 12 пунктов и 80 знаков оптимальными параметрами? Часто ли это соотношение размеров и количества совпадает, должно ли? Есть ли в типографике точный ответ, который можно выучить, как правило?

Специалисты могут нарисовать невидимые линии на странице, чтобы объяснить правило «золотого сечения», но современные реалии говорят о том, что это возможно соблюсти в статических системах, а электронные книги говорят языком избыточного размера и динамического построения изображения, при котором практически любое изменение размера не будет приводить к катастрофическому визуальному ощущению.

Типографика электронных книг не приучает к эстетике, не имеет четких законов, которые кто-либо соблюдает в этой отрасли. Очень многое зависит от прозорливости разработчиков, спроса рынка и вкусов потребителей.

Если на рынке нет эталонного устройства и программного обеспечения, которое можно было бы взять за основу удачного решения в области изменения размеров букв и последующей эстетики отображения на экране, тогда и нельзя говорить о типографике, как о нормах и правилах пригодных для всех остальных и во всех случаях. Пока же, любой, кто захочет показать «как надо делать» или «как должно быть» окажется под гнетом критики и недопонимания, ибо не сможет указать на достойный пример массовому рынку. В этом случае, а именно так и происходит, рынок (сбыт продукции) окажется важнее чувств, которые рождаются от эстетики в области типографики и тем более от комфорта при чтении.

Сегодня существует несколько апробированных приемов по изменению размеров шрифта и его типографики. Варианты имеют разный полюс и не имеют усредненного значения, между ними оказывается полная пустота. Например, одни разработчики предпочитают давать полную свободу потребителю или ощущение, что таковое имеется, а другие ограничивают ее предварительно оформленными в интерфейс жесткими вариантами размеров и позиций. В одном случае можно произвольно менять размер, в другом существует всего 5–7 шагов от мелкого до крупного текста, причем ни мелкий, ни крупный текст никто не использует на практике. На рынке отсутствует гибридный вариант, когда пользователь мог бы составлять приемлемые стили отображения и в них произвольно вписывать предпочитаемые размеры. То есть, самостоятельно оставить для себя 3 самых приемлемых варианта, настроить их и переключаться одним щелчком.

Измерение шрифта, букв и складываемых из них строк определяется множеством терминов, из которых большинство используется для коммуникации только между специалистами типографики. Некоторые особенности терминологии устарели даже среди специалистов, которые предпочитают унифицированные измерения, вместо классических названий. Например, вместо собственного названия размеров шрифтов, например — бриллиант (3 pt), нонпарель (6 pt), петит (8 pt), цицеро (12 pt) и так далее, сейчас активного используется измерение в типографских пунктах и ничего более.

Пункт — типографский термин, единица измерения кегля. Определяется минимальным размером. Например, цицеро равно 12 пунктам, соответственно 1 пункт это двенадцатая часть, но важно знать в каких фактических размерах получается результат. В разных странах минимальная единица измерения может базироваться на общепринятых единицах измерения, например, исходя из размера сантиметра или дюйма. Точной общепринятой константы пункта не существует. В России принято считать, что пункт это 0,376 мм, а компания Adobe использует семьдесят вторую часть дюйма (1in/72), что в итоге приводит к размеру 0,3528 мм, а если использовать парижский фут, то размер будет уже 0,3473 мм. Исходя из разницы, хотя и не большой на малых размерах, профессионалы перестали спорить и опираются на ту систему, которая используется в их инструменте. В данный момент в издательской системе лидерство захватила компания Adobe, и профессионалы попросту выставляют размер шрифта в пунктах, определяют его между собой по приблизительному размеру, в основном по памяти, не задумываясь о его фактическом размере. Размер листа, полей и прочего, все-таки измерять лучше в привычных величинах — в сантиметрах, миллиметрах и в случае с электронными книгами — размер экрана привычно измерять в дюймах, а разрешение в пикселах.

Есть еще одна особенность в том, что размер шрифта в пунктах на бумаге и внутри электронного устройства окажутся принципиально разными по физическому размеру.

Буквы-и-строки-1

В электронных книгах необходимо не столько знать, сколько понимать отдельные термины при определении размеров, используемых при настройке программного обеспечения в компьютере или в мобильном устройстве. Терминов меньше, чем в издательской системе.

  1. Кегль — вертикальный размер литерной площадки, включает в себя начертание целиком, независимо от его визуального размера и внешнего вида (наклон, плотность, сдвиг по вертикали, размер по горизонтали и т.д.). Если представить кегельную строку, то она всегда равна 1 кеглю (1 em), кроме компьютерных систем, где возможно негативное наложение строк друг на друга, что невозможно в традиционном наборе, так как литерная площадка имеет физический размер и для особых эффектов придется использовать литеру меньше размера, а пустое пространство заполнить невидимыми распорками (аналогично «пробелам» в компьютере, только в вертикальном расположении).
  2. Прописная буква — (англ. «Capital Letter») большая, заглавная буква, иначе «капитель», может быть большого и малого размеров (англ. «Small Capital»). В некоторых языках используется только капитель, а строчные отсутствуют, они формируются по уменьшенной копии от большой буквы.
  3. Высота очка — (англ. «Body Height») определяет размер тела буквы от нижнего выноса (англ. «Descent») до верхнего выноса начертания (англ. «Ascent»). В электронных книгах практически нигде не используется, но размер «высоты очка» позволяет помнить о том, что две строки могут слипнуться между собой, если приблизятся к этому значению, а оно меньше или равно кеглю.
  4. Верхний вынос элемента шрифта — (англ. «Ascender Line») определяет верхнюю границу росчерка шрифта, может быть выше или ниже прописной буквы, но почти всегда выше строчной буквы, если это не специальный шрифт. Например, буква «й» или «i» имеет выносной элемент, а он может быть как над строчными буквами, так и вровень с их верхней границей.
  5. Верхняя линия строчных букв — (англ. «Mean Line» или «Median») визуально различимая средняя линия шрифта, верхняя граница строчных букв.
  6. Базовая линия шрифта — (англ. «Baseline») площадка, на которой базируется шрифт, обычно на нее опирается как прописная, так и строчная буквы. Своеобразный «стул, на котором сидит строчная буква и кричит прописная, стоя на ножках».
  7. Нижний вынос элемента шрифта — (англ. «Descender Line») определяет нижнюю границу росчерка шрифта. Эта граница активно используется в рукописных шрифтах, создавая особый шарм и свободу визуальному изображению.
  8. Межстрочный интервал или Интерлиньяж — (англ. «Leading») определяет расстояние между строками по базовой линии шрифта. Визуально создает оптическую плотность на странице между телом букв, которые можно представить плотными линиями.
  9. Строчная буква — (англ. «x-height») определяет размер строчных букв по вертикали без учета росчерка (без верхнего и нижнего выносных элементов).

Шрифт — это рисунок букв, знаков и спецсимволов. Обычно это может быть графический (растровое изображение) или векторный рисунок. К некоторым шрифтам можно относиться как к гибридам, так как в их упаковке (англ. «Suitcase») имеется оба типа рисунка, или один тип находится в отдельном файле.

  • Графический шрифт — используется для вывода на экран, матричные системы и его размер рассчитан на определенную плотность пикселей, как на тип матрицы точного размера, поэтому можно говорить об оптимизации начертания по точкам. Для размеров 8, 10, 12 и так далее пунктов, прорисовывается каждая буква отдельно еще раз. По сути, пункты в данном случае играют роль привычного определения размера. Для экрана лучше бы употреблять другой размер, в пикселях, но у экрана 600×800 и 758×1024 px такой шрифт будет выглядеть разным по размеру. Кроме того, размер в пунктах также окажется различным, если разработчик не учитывает плотность пикселей на экране в единицах «ppi» (точек на дюйм). Поэтому, в пунктах размер определять привычно, но размер должен относиться к физическому, а не виртуальному кеглю букв.
  • Векторный шрифт — стал популярен благодаря использованию его в типографском процессе, и точность изменения размера может быть на уровне сотых пункта. Удобен, так как масштабируется с высокой точностью и имеет алгоритм сглаживания и дополнительных возможностей для обвода контура букв, а также растяжение, сужение, изменение межбуквенного интервала и прочего.

В электронных книгах может использоваться любой тип рисунка шрифта, но качество вывода на экран будет зависеть не столько от самого шрифта, сколько от программного обеспечения, которое интерпретирует вывод на экран. Векторный шрифт потребует больше процессорной мощности, а растровый шрифт может оказаться одновременно великолепным при выводе и полностью не пригодным из-за отсутствия совпадения пиксел в шрифте и на экране, шрифт может оказаться мелким или испорченным при выводе на экран.

Буквы-и-строки-2

У любого разрешения экрана есть побочные эффекты воспроизведения с учётом размера и количества пиксел.

Представим, что экран с любым разрешением и размером демонстрирует круг одного физического размера по отношению к пикселям экрана. Например, какая-то монетка одного достоинства. Она должна быть физически равной по размеру при выводе на экран, но на практике имеет разный диаметр. Размер зависит от разрешения в пикселах и физического размера экрана в дюймах. В результате изображение зависит от плотности пиксел на экране. То есть — от количества точек на дюйм, что указывается в характеристиках экрана параметром «ppi».

Буквы-и-строки-3

Соответственно, если разработчик не учитывает оптимизацию изображения под конкретный экран, то и размер букв в пунктах при выводе окажется физически разного размера.

Буквы-и-строки-4

Некоторые экраны имеют высокое разрешение, и шрифт ведет себя по-разному. Пользователи любят что-то с приставкой HD (англ. High Definition — «высокая чёткость» изображения), так как, по их мнению, читать «значительно лучше», «комфортнее». Надо учитывать, что и производителям продать такие устройства значительно проще, по той же причине — рынок воспринимает товар должным образом, а насколько это правда не так важно, если продаётся лучше. Никто не будет вставлять себе же палки в колеса.

Бумагоподобные экраны с высоким разрешением нужно воспринимать иначе традиционных TFT LCD. Изображение формируется по пикселям, каждый из которых может иметь только 16 градаций по оттенку цвета. В результате на крупных объектах заусенцы по краям хоть и различимы глазом, но не так важны для общего восприятия текста, так как он все равно условно «чёрный». Когда изображение становится мелким, то у экранов с высоким разрешением есть в запасе множество пикселей при формировании закругленных краёв картинки, что способствует сохранению контраста, чего нет у экранов с низким разрешением.

Конечно, никто у потребителей не отнимает право воспринимать свойства HD экрана как-то иначе, лучше, чем есть на самом деле. В некоторых случаях экраны с высоким разрешением действительно превосходят по характеристикам, например, при чтении комиксов или графических текстов, с оговоркой, что эта графика имеет разрешение не меньше разрешения экрана. Но в результате основное правило сохраняется — мелкие детали видно лучше, потому что высокое разрешение не снижает контраст, но для среднестатистического размера шрифтов подходит экран 600×800 px и шрифт выглядит контрастно!

Буквы-и-строки-5

Если пользователи воспринимают рисунок шрифта в «нормальном», «наклонном», «жирном» и так далее виде, как один шрифт с несколькими атрибутами, то специалисты различают шрифты как разные начертания одного семейства, которые могут использоваться в общем пакете, чтобы применять выделение букв в тексте. Например, шрифт Arial для пользователя один, а для шрифтовика в зависимости от количества атрибутов — четыре и даже больше.

Шрифты можно разделить на несколько типов:

  1. Шрифт с засечками, Антиква или Serif — отличается наличием характерной декорации на выступах, именуемых «засечками». Serif подразумевает (небольшие) «декорации».
  2. Шрифт рубленый, Гротеск или Sans-Serif — отличается отсутствием засечек на выступах. Sans-Serif подразумевает дословно — «без-декорации».
  3. Декоративный шрифт, акцидентный — отличается сложным, витиеватым рисунком.
  4. Символьный шрифт — содержит символы, рисунки, мозаику и что угодно нечитаемого вида.

«Кириллический шрифт» изначально базируется на латинском начертании, на что повлияло христианство и богослужебный перевод книг. «Латинский шрифт» является противоположностью «готического». «Римский капитальный шрифт» оказался родоначальником всех современных латинских шрифтов.

Буквы имеют различную ширину. Это влияет на визуальную массивность и легкость от восприятия слов и строк. Кириллический шрифт нарисован таким образом, что имитирует звуки по высоте, продолжительности звучания. Широкие буквы «Ш» и «Ф» заставляют расширять губы при произношении, круглые «О» и «Ю» округляют губы и являются гортанными, а высокие «А» и «Э» звучат выше по интонации, соответственно раскрываются губы на лице человека.

В русском языке слова получаются длинными, массивными и не совсем сбалансированы между широкими и узкими начертаниями букв. Например, слова «фигурная» (англ. «curly») или «определенный» (англ. «definite») демонстрируют широкий графический рисунок и это необходимо, чтобы распознать буквы в длинном слове, но это влияет на то, как можно и нужно работать с каждой отдельной буквой, какие шрифты предпочтительны для использования в электронных книгах.

Буквы-и-строки-6

Шрифты по ширине начертания можно представить как пропорциональные (1 и 2) и моноширинные (3). Каждая буква пропорционального шрифта занимает по ширине необходимое для её отображения площадь в строке, а моноширинный шрифт стремится разделить пространство на равные части.

Буквы-и-строки-7

Между буквами можно изменять расстояние, чем в электронных книгах обычный пользователь не занимается, это происходит на программном уровне. Межбуквенное расстояние можно регулировать в зависимости от того, как следующая буква в слове прилегает к предыдущей. Таким образом, достигается «визуальная плотность» между буквами и это не должно происходить в ущерб считываемости каждого знака.

Буквы-и-строки-8

Каждый шрифт составляет собственную «визуальную массу» между несочетающимися буквами, теми, что подвинуть или расширить на строке уже нельзя и требуется индивидуальный подход.

Конструкторы используют «инженерный шрифт», который воспроизводится не в компьютере, а с помощью перьевой ручки. Каждая буква вписывается в прямоугольник или наклонный прямоугольник. Результат росчерка выглядит ровно и читается даже мелкий шрифт — характерный образец удачной комбинации межбуквенного расстояния и моноширинного шрифта.

Буквы-и-строки-11

В текстовых форматах, когда сложно предугадать потребности и привычки пользователя, текст может вести себя произвольно в зависимости от размера и начертания. Каждый потребитель электронных книг выставляет для себя оптимальный шрифт, в зависимости от комфорта во время чтения. Есть пользователи, которые любят мелкий убористый текст, другие напротив, предпочитают крупный, хотя бы потому, что бумажные книги в последние десятилетия экономят на бумаге, а не отсекают низкопробную литературу и стремятся к количеству, а не качеству. Это символ потребительского протеста и ощущение освобождения от навязанного мелкого размера шрифтов. Типографика не исключение.

Сложно предугадать количество знаков в строке и этот параметр оказывается за рамками оптимального количества, который можно быстро охватить взглядом. Экраны устройств отличаются не только размером, но и главным параметром — размером по горизонтали строки, отчего одна и та же книга будет выглядеть по-разному на всевозможных устройствах.

Переносы слов по слогам позволяют создавать плотный текст на каждой строке, но часто бывают случаи, когда эта функция не справляется со своими обязанностями. В этом случае потребитель мобильных устройств должен ориентироваться не на размер букв, а на размер экрана, чтобы добиться оптимального для себя размера. Кроме того, некоторые устройства не позволяют произвольные настройки, и некоторые из них попросту перескакивают от одного типоразмера к другому с большой разницей, пропуская оптимальный для пользователя размер.

Буквы-и-строки-9

Если представить два устройства с различным по размеру экраном, то в определенный момент можно добиться равного количества знаков на странице и функция переноса слов позволяет сохранить приемлемую типографику.

Буквы-и-строки-10

Стоит только отказаться или не иметь изначально функции «переноса слов по слогам», шрифтовая картина резко изменится, узкий экран продемонстрирует свои склонности к мелкому шрифту, а с крупным текстом самостоятельно справиться уже не сможет. Увеличатся разрывы между слов, сократится количество знаков в строке. Это как раз и говорит о том, что каждый потребитель должен выбирать размер экрана под свои потребности и на основе возможностей программного обеспечения.

Буквы-и-строки-12

Может показаться, что большой экран что-то кардинально меняет и позволит вместить в строку необходимое количество знаков, расположить текст на экране таким образом, чтобы это было визуально комфортно и гармонично. Но бывают такие случаи, когда программное обеспечение вовсе не предполагает существование специфических размеров и пропорций экранов. Разработчики привыкают унифицировать результат, поэтому предполагают среднестатистический экран с пропорциями 3:4 или 16:9, вовсе не считают существование экранов с пропорцией 21:9 пригодным для чтения и что им вообще кто-то пользуется.

На иллюстрации пример, когда разработчик не предусмотрел более двух колонок, как возможный вариант отображения на экране. Потребитель будет вынужден делать крупный шрифт в одну колонку или мелкий, но в две колонки и ничего не сможет поделать с пустыми полями вокруг текстового окна. В конце концов, он сменит производителя программного обеспечения, чтобы удовлетворить свои потребности приемлемого комфорта. Эта смена может произойти даже в сторону худшего софта, но с необходимыми для конкретного случая параметрами типографики в несколько колонок.

Послесловие

Наши пальчики писали, наши пальчики устали!

У моего читателя сейчас примерно то же состояние, но после прочтения большой статьи. Нам всем нужно встать со стула, потрясти и расслабить конечности и мозги. Часовая прогулка на свежем воздухе поможет в этом!

Удачно отдохнуть в эти выходные! Не забудьте почитать перед сном…

Похожие публикации:

  • Эволюция ридера
  • Система сбыта спичек
  • Обзор Kindle Voyage: в ожидании комфорта
  • Структура страницы
  • Выбор редактора

©  ebook