Большие экшены на маленьких платформах: мечта или реальность?

Кто из нас не мечтал, оторвавшись от любимой приставки или дорогого PC, продолжить геноцид (г)адских вражин на планшете или смартфоне по пути на работу или в университет? Оставим в стороне несбыточные грёзы об истинной кроссплатформенности и взаимодополняемости, которые в самом базовом виде были реализованы разве что на PS Vita и PS3. Нет, о подобных чудесах и речи не идёт. Но вот мысль о том, чтобы превратить свой iPad в альтернативу консоли, нет-нет и закрадывается в головы даже самых ортодоксальных геймеров.

Новая аудитория — новые горизонты Разработчики видеоигр, частично исчерпав ресурс неприхотливой казуальной аудитории, всерьёз взялись за категорию middle — людей, относящихся к играм с уважением, но культа из них не делающих. Именно на «средний класс» и рассчитаны портированные версии хитов прошлых лет: GTA, BioShock, XCOM: Enemy Unknown и прочих.

Большие экшены на маленьких платформах: мечта или реальность?

Логику издателей и разработчиков можно понять: есть громкое имя, обойма наград, похвальные отзывы критиков — значит, хорошая касса практически обеспечена. А то, что в эпическом мегаблокбастере «всё, как в оригинале, но немного по-другому» — это те «несущественные» детали, которые в кредитных договорах принято прописывать мелким шрифтом. Однако в мелочах, как известно, и скрывается Дьявол.

Технический диссонанс Начнём с того, что мобильные устройства лишь адаптированы, а вовсе не предназначены для полноценных игр. Сенсорный экран чертовски хорош для неторопливого чтения или сёрфинга в этих ваших интернетах, но в серьёзном замесе виртуальные клавиши наголову проигрывают жёстким кнопкам и чувствительным стикам. Мы уже подробно описывали, с какими адовыми муками придётся столкнуться людям, решившимся сыграть в портированный на планшеты BioShock. Даже фокуснику, зарабатывающему на жизнь ловкостью пальцев, для игры в знаковое творение Кена Левина пришлось бы призвать на помощь всё свое искусство.

И это не вина разработчиков, это их беда. Запихнуть на 10-дюймовый экран все 16 элементов управления, не говоря уже об интерфейсе — задачка не из лёгких. На фоне подобных проблем холивар фанатов Xbox One и PS4, посвящённый сравнительному удобству геймпадов одноименных консолей, выглядит даже как-то даже неэтично.

Большие экшены на маленьких платформах: мечта или реальность?

Ещё одно слабое место портированных хитов — практически полное игнорирование сессионной модели. Если на один уровень того же BioShock консольный геймер может с лёгкостью потратить 30–60 минут, то сеанс мобильной игры, как правило, ограничен продолжительностью поездки до следующей станции метрополитена. В случае же межрегиональных вояжей в дело вступает ещё один суровый и беспристрастный ограничитель — ёмкость аккумулятора. Она попросту не рассчитана на долгую игру вкупе с активной работой нескольких мессенджеров, геолокационных сервисов и интернет-браузера — неизменных спутников любого путешественника. Не говоря уже о том, что средняя ёмкость аккумуляторов в смартфонах и планшетах серьёзно ограничена модой на их толщину — вернее, на её почти отсутствие. В обеих ситуациях о полноценном хардкорном гейминге с глубоким погружением в атмосферу придётся забыть.

«Графика консольного качества» Самое же важное и неприятное отличие портов от первоисточников заключается в том, что несмотря на все уверения пиарщиков и маркетологов, визуально-графическая составляющая при портировании претерпевает существенные изменения. Сглаживание, динамическое освещение, детализация текстур — все эти элементы в карманных версиях не то, чтобы совсем отсутствуют, но выполнены столь коряво, что лучше бы их и не было.

Большие экшены на маленьких платформах: мечта или реальность?

Данный факт легко можно было бы списать на объективную разницу в производительности полноценных компьютеров/приставок и их ручных собратьев, если бы не одно «но». На дворе уже не начало 2000-х, когда разработчики Alone in the Dark и Silent Hill могли нагнать на нас жути с помощью низкополигональных монстров. Ныне пользователь пошёл избалованный и привередливый. Ему подавай реализм на пределах возможности системы, на меньшее он не согласен. В случае со всё тем же многострадальным BioShock, начисто лишившимся теней (а заодно и намёка на атмосферу) в iOS-релизе, такие претензии к обрезанной графике более чем обоснованны.

Конечно, все мы понимаем, что серьёзный ремастеринг однажды изданного проекта и его сессионная адаптация под хэндхелды будут стоить немалых усилий как разработчикам, так и сценаристам. Гораздо проще выпустить кривой порт и браво отрапортовать о мобильном релизе «ААА-блокбастера в первозданном виде».

[embedded content]

Однако было бы неправильным считать, что любой продукт, пришедший на карманные платформы с консолей — некачественный по определению. В случае с XCOM: Enemy Unknown портирование прошло практически безболезненно. Всё дело в нехарактерном для консолей жанре пошаговой стратегии, не требующем от игрока мгновенного принятия решений, а также в относительно невысоких системных требованиях. Меньшие проблемы при портировании, по тем же самым причинам, характерны и для игр в жанрах RTS и RPG.

Всё правильно сделали Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, на сенсорных девайсах встречаются отличные экшены, коротать за которыми время приятно и интересно. Однако появляются они, лишь когда игра изначально создается под железо и функционал планшетов, а не являет собой приставочную кальку. Так, например, sci-fi-боевик N.O. V.A. 3 с точки зрения сюжетно-визуальной привлекательности вполне способен потягаться с добротными шутерами эпохи Xbox/PS2. Благодаря тому, что разработчики N.O. V.A. 3 занимались созиданием, а не адаптацией, игра получила гармоничный интерфейс и более-менее укладывающийся в рамки стандартной игровой сессии геймплей. Но и здесь сложности управления персонажем способны довести пользователя до белого каления.

Большие экшены на маленьких платформах: мечта или реальность?

Ещё дальше технологии шагнули в Modern Combat 5: Blackout — франшизе, значащей для смартфонов не меньше, чем серия Call of Duty для старших платформ. Глядя на кадры на экране iPad, поневоле задумаешься:, а не ошиблись ли ребята с выбором платформы, и не стоит ли им переквалифицироваться из средневесов сразу в супертяжей? Речь, конечно, только об аудиовизуальной составляющей — геймплей в пятой части едва ли удивит (а вот в третьей — да, способен).

С первых же минут нахождения в виртуальном мире начинаешь безоговорочно верить разработчикам Gameloft, утверждающим, что игра задействует по-максимуму все ресурсы планшетного «железа». Однако и тут управление персонажем рассчитано на латентного садомазохиста. Давайте трезво смотреть на вещи. Какие бы чудеса ловкости и мелкой моторики ни демонстрировал отчаянный юзер, отважившийся на мультиплеерный сеанс, все его усилия, направленные на погружение в игровой мир, окажутся тщетными ввиду тотальной неспособности сенсорных экранов заменить полноценный геймпад.

Большие экшены на маленьких платформах: мечта или реальность?

Пора учиться на ошибках И всё же, есть ли будущее у мобильных проектов AAA-класса? Ответ каждый должен найти сам. В случае с жанром action/shooter «против» объективно превышают «за». Для жанра пошаговых стратегий характерна обратная ситуация (привет XCOM и грядущим «Героям Меча и Магии»), а в случае с гоночными симуляторами, стратегиями в реальном времени и «ролёвками» pro et contra разделятся примерно поровну. Есть, кстати, и вопиющие примеры, когда «работать не должно», но авторы каким-то чудом исхитряются всё сделать правильно. Monster Hunter Freedom Unite (перенесенная с PSP) — как раз такой случай. Валить гигантских драконов и монстров на сенсоре ничуть не менее удобно, чем на портативе от Sony, да и сессионный геймплей способствует. Так, может, всё дело в прямоте рук и правильном выборе концепции?

iconN.O. V.A. 3 — Near Orbit… Gameloft

Цена

Рейтинг

429 р.

4,2

429 р.

4,5

219 ₽

4,1

iconModern Combat 5: Затмение Gameloft

Цена

Рейтинг

219 р.

4,1

129 ₽

4,4

iconMONSTER HUNTER FREEDOM UNITE for iOS CAPCOM

Цена

Рейтинг

899 р.

4,5

iconXCOM®: Enemy Within 2K Games, Inc.

Цена

Рейтинг

766 р.

4,5

Автор текста: Darth_Elven

Источник:  4pda.ru

©  4PDA