«Бесплатный сыр»: новый способ обмана россиян на маркетплейсах

Новым поводом для обсуждений мошенничества в интернете стал случай мошенничества на платформе «Сбер Мегамаркет»: тогда покупатель оформил кофемашину со скидкой 50%, но через несколько часов его заказ был отменен. 

При оформлении заказа на площадке недобросовестный продавец получил основные данные клиента, что позволило ему найти аккаунт покупателя в мессенджере. Через некоторое время с покупателем связался якобы официальный представитель маркетплейса, заявив, что товар закончился, но есть такой же на платформе Ozon. Согласившись на предложение, покупатель получил на почту письмо на этот раз с фишинговой ссылкой на сайт Ozon-u — там-то и планировалось украсть у клиента данные его банковских карт.

Представители маркетплейсов никогда не будут связываться с клиентом в мессенджерах или социальных сетях. Как правило, они информируют клиентов о статусе заказов только по почте (с официального адреса) или в чате самого маркетплейса, никогда не прося переходить по внешним ссылкам.

Осторожно — обман 

Потенциальных покупателей могут завлекать большими скидками, подарками или даже эксклюзивными предложениями. Как правило, злоумышленники создают поддельный веб-сайт, очень похожий на исходный маркетплейс — такая стратегия называется фишингом.

На такие баннеры, конечно же, лучше не нажимать
На такие баннеры, конечно же, лучше не нажимать

Невнимательный пользователь, не заметивший подмены, вводит свои персональные и банковские данные, добровольно передавая их в руки злоумышленников. Можно не сомневаться, что после этого с деньгами на переданных счетах придется попрощаться.

Тем не менее, даже после ввода личных данных на отдельном веб-сайте есть шанс оставить мошенников ни с чем. Для этого при первой же возможности необходимо либо снять все деньги с карты, либо перевести их на счет в другом банке. Можно также заблокировать карту или пометить ее как утерянную, но это заморозит ваши средства.

Как правило, многие фишинговые ссылки пользователи получают по электронной почте
Как правило, многие фишинговые ссылки пользователи получают по электронной почтеИсточник: Lapsha Media

После успешного вывода денег с карты ее стоит перевыпустить, поскольку данные могут быть использованы позже или даже распространиться по сети.

Для того, чтобы предупредить подобные инциденты, стоит проверять ссылки на оригинальность: например, мошенники могут использовать исходное название маркетплейса с другим (как правило, весьма странным) доменом, или же каким-либо образом расширять его, добавляя всевозможные префиксы и постфиксы вроде «распродажа», «скидки», «выгода» и любые другие.

Примечательно, что зачастую часть функционала фишинговых маркетплейсов просто не работает. Это легко проверить, перейдя, например, в каталог товаров или попытавшись создать личный кабинет. Наконец, пользователям ПК могут помочь специальные браузерные расширения (например, Adguard) — они часто распознают и блокируют доступ к фишинговым сайтам.

©  HI-TECH@Mail.Ru